Главная » Упражнения для детей

Упражнения тактильные ощущения детьми

Развитие тактильных ощущений, переключения внимания

Задачи: развитие концентрации, переключения внимания; развитие смысловой памяти; логического мышления; тактильных ощущений; пространственной ориентации.

Игра на развитие переключения внимания «Ухо – нос».

Психолог:
Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой рукой возьмитесь за нос.
По сигналу психолога участники должны поменять руки: левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой – до носа. И так несколько раз.

Игра на развитие концентрации внимания, логического мышления «Кем будет?»

Участники стоят по кругу. Психолог каждому, по очереди, бросает мячик и задаёт вопрос: «Кем (чем) будет…?»
Вопросы:
Кем будет яйцо?
…………… цыплёнок?
…………… мальчик?
…………… жёлудь?
………… семечко?
………… икринка?
………… гусеница?
………… мука?
………… железо?
………… кирпич?
………… ткань?
………… ученик?
………… шерсть?
………… ягнёнок?

3. Основная часть

Упражнение на развитие концентрации внимания, смысловой памяти «Смысловые пары».

Психолог предлагает участникам запомнить слова и затем составить из них смысловые пары.
Слова: холод, лес, телёнок, книга, стрекоза, ель, обезьяна, комар, банан, слово, корова, снег.
(холод – снег, лес – ель, телёнок – корова, книга – слово, стрекоза – комар, обезьяна – банан).

Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Четвёртая фигура».

Психолог:
Посмотрите внимательно на 3 фигуры. Подумайте, какая будет 4-ая фигура?

Психолог:
Встаньте прямо. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь с носка на пятку, пока не почувствуете лёгкое растяжение в икрах. Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя неподвижными, как скала, об этом ещё говорили великие исторические личности. вы можете узеать интересное.
Психолог мягко толкает участников в плечо. Участники должны сопротивляться толчку.
Расслабьтесь. Обратите внимание на изменения в своих ощущениях.

Игра на развитие тактильных ощущений «Прикосновения».

Водящий участник закрывает глаза, а кто-либо из присутствующих дотрагивается до руки. Водящий отгадывает и называет по имени того, кто прикоснулся к нему.

4. Рефлексия занятия.

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Упражнение, заключающее занятия: «Благодарность без слов».

Психолог предлагает всем детям по кругу, без помощи слов, с помощью жестов, мимики или движений выразить чувство благодарности сидящему рядом. Ритуал прощания.

Развитие тактильных ощущений у дошкольников с нарушением зрения оригинальными пособиями

(Слайд 1. презентация ) Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Дидактические пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, влияния на их интеллектуальное развитие.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия (слайд 2. презентация ).

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Для развития и стимулирования тактильных функций используются различные игровые средства (слайд 3. презентация ). тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных ощущений и в целом их интеллектуального развития (слайд 4. презентация ).

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

  • предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
  • сделаны из простого подручного материала;
  • просты и удобны в обращении;
  • доступны, яркие, многофункциональны;
  • имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них.

Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности, памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:

  • проведи пальчиками по поверхности;
  • найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
  • предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.;
  • с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его;
  • ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал;
  • выстрой по порядку;
  • чего не стало;
  • что изменилось;

Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что дети лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками обследовательских действий, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.

С помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения, фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. Игра состоит из одинаковых крышечек-боченков в которых наклеен тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).

Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.

Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.

С помощью тактильного мешочка зрительное внимание у большинства детей становится конкретным и запоминающим. Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к своим действиям. Тактильный мешочек помогает детям стать раскрепощеннее, более точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики, умению преодолевать трудности.

Игра с дорожками направлена на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции: прослеживания, цветоразличения, развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки, на которой разноцветными шнурочками вышиты дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров.

При выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Дети упражняются в зрительном анализе линии, её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая, зигзаг); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху вниз.

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.

Далее предлагаются различные задания:

  • пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии синего цвета, белой линии;
  • пройди по дорожкам по образцу;
  • спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;
  • найди дорожку с закрытыми глазами;
  • найди самую толстую (тонкую) дорожку;

Волшебные дорожки помогают детям лучше ориентироваться в пространстве. Дети учатся последовательно и четко описывать свои действия.

Таким образом, дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.

Развитие тактильных ощущений

Спрятался Мишка за дерево, погладил ствол лапкой.

-Ой, -говорит, -почему дерево с одной стороны такое, а с другой -такое?

-Не такое и такое, -ответил Ёжик, -а гладкое и шершавое. Кора шершавая, а ствол без коры -гладкий. Я вот тоже на гладком стволе сижу.

-Твоя шерстка тоже гладкая, Ёжик, -сказала Мышка и дотронулась до шерстки Ёжика. -Ой-ей-ей!

Почему закричала Мышка? (Она укололась.) У Ёжика колючие иголки, а не шерстка. А у кого еще бывают иголки? ёлки.) Есть иголки, которыми шьют.





Упражнения на развитие тактильных ощущений

Упражнения развивают тактильные ощущения, знакомят ребенка с понятиями гладкий, шершавый и со сравнительной степенью прилагательных, подготавливают руки к письму.

Материал: Отполированная деревянная дощечка 24*13 см (одна половина дощечки гладкая, на другую наклеена наждачная бумага.



1. Взрослый кончиками пальцев правой руки плавно проводит сверху вниз по гладкой поверхности. Предлагает ребенку по­вторить движение и говорит: «Это гладкая». Затем проводит рукой по шершавой поверхности и предлагает ребенку повто­рить, вводя понятие «шершавый».

2. Взрослый просит ребенка показать (проведя рукой), где глад­кая, а где шершавая поверхность.

3. Взрослый спрашивает: «Это какая?»

Материал: Отполированная деревянная дощечка (24*13 см). На ней перемежаются десять равных гладких и шершавых (одинаковой шершавости) полос.



Взрослый проводит кончиками пальцев по доске и говорит:

-Гладкая — шер­шавая, гладкая — шершавая

Материал: Отполированная деревянная дощечка (24#215;13 см). Разделена на десять одинаковых гладких и шершавых (различной шершавости — от более до менее шершавой) полос.



Даем ребенку возможность провести двумя пишущими пальцами по полоскам, а затем вводим понятия «шершавая», «еще шершавее» «самая шершавая».





Автор: К.Сумнительный, директор МЦ Монтессори

К.СумнительныйДомашняя школа Мотессори

Источники: http://psycholog-school.ru/azbuka-vnimaniya/azbuka-vnimaniya-20.php, http://festival.1september.ru/articles/628130/, http://ncuxolog.ru/razvitie-taktilnyh-oshhushhenij

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Физических способностей детей дошкольного возраста

Возрастные особенности развития основных далее...

Головная боль и температура 38 у ребенка

Кашель температура головная боль как симптомы заболевания К сожалению, далее...

Что делать если у ребенка поднялась температура

По какой причине у ребенка поднялась температура далее...

Популярные статьи

Интересно