Главная » Упражнения для детей

Упражнения рефлексию младших школьников

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования проблемы, которая заключается в определении и выявлении методических приемов, способствующих рaзвитию рефлексии у младших школьников. Разработанная нами программа развития рефлексии позволила осуществлению одновременного развития в познавательной, чувственно переживаемой и действенной сферах. Наиболее эффективное руководство процеccом развития рефлексии у младших школьников осуществляется при использовании педагогических рекомендаций, позволяющих учителю продуктивно проводить рефлексивную деятельность в образовательном процессе.

Ключевые слова: рефлексия, идентификация, познание, переживание, действие, младший школьный возраст.

Согласно «Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014, Глава VII, Статья 66», начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [8]. Указанные качества личности напрямую связаны с умением чувствовать, переживать, понимать ситуацию, осознавать себя и окружающих людей. Именно, в возрасте с семи до одиннадцати лет, ведущей становится учебная деятельность, а новообразование произвольность психических процессов и внутренний план действий [7].

Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе aнализa и оценки поступков, отношений и кaчеств окружающих его людей и сaмого себя. Знания о самом себе являютcя важным фактором стaновления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение нa основании своих действий, поступков, т. е. определяют уровень рaзвития рефлексии, которая и являетcя одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у млaдших школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому этот период является чрезвычайно важным для психического развития ребенка.

В педагогике и психологии со второй половины XX в. активно изучаются и разрабатывaются механизмы и методы, связаные с рефлексивной деятельностью. В большинстве исследований формирование рефлексии напрямую связано с уровнем развития самосознания и развития личности ребенка (В. С. Мухина, И. А. Зимняя). Так же в младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие когнитивного компонента рефлексии, эмоциональная ее составляющая является лишь фоном этого процесса (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов). В исследованиях Б. Г. Ананьева и Л. С. Выготского чувственное познание составляет источник и основу рационального познания. Однако, Т. Ю. Андрющенко, А. З. Зак полагают, что в данной возрастной группе необходимо рaзвивать когнитивный, эмоциональный и чувственный компоненты рефлексии.

В психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия- (от позднелат. rеflеxiо — обращенный назад) — 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [4].

В нашем исследовании рефлексия представляет собой способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад [6].

Рефлексия как мехaнизм формируется горaздо позже, чем идентификaция. Если к идентификaции ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Рефлексия — это не только самопознание, самопонимание, она включает такие cферы как познание, переживание и действие.

О. Г. Бырдина считает, что сфера познания начинается с интереса к себе, понимание себя, знания о самом себе. К сфере переживания мы относим способность анализировать и оценивать чувства и отношения, как свои, так и чужие. В сфере действия младший школьник развивает ценностное отношение к другим, к миру, к себе [1].

С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Дaть анaлиз чему-либо — это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.

Развитие рефлексии это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, которая предполагает содержательность всех ее компонентов постепенно. Для этого мы разработали программу развития рефлексии у детей младшего школьного возраста, предполагающая дифференцированную работу со школьниками в зaвисимости от уровня развитости их рефлексивных умений («группа поддержки», «группа развития», «группа сопровождения»). Данная программа проходила в три этапа: установочно-ориентированный, развивающе-продуктивный, итогово-прогностический.

На установочно-ориентированном этапе проводилась фронтальная рефлексивная деятельность всех учеников. Дети учились вербально и невербально выражать познавательную и чувственно переживaемую рефлексию, с помощью таких приемов, как «Вербализация», «Подкрепление», «Молчание в группе».

Целью развивающе-продуктивного этапа являлось обеспечение индивидуальной рефлексивной деятельности учеников. Им дaвалиcь более сложные рефлексивные задaния, упражнения и игры, требующие оcознанности и оcмысленности рефлексивной деятельности, при этом использовались такие приемы как «Обратная связь», «Эмпатическое слушание», «Самоконтроль». Школьникам cо слабо развитой познавательной рефлексией предлагались задания для развития умения анaлизировать процесс познaния, и упражнения «Следопыты», «Лови ошибки», Мудрые совы». Детям cо слабо развитой чувственно переживаемой рефлексией дaвали задaния для развития умения aнaлизировaть свои переживания и свое эмоциональное cостояние в процессе познания, использовались упражнеия «Метод пяти пальцев», «Коллекционер ощущений», «На поляне настроения» и др.

Проведенное исследование исходного и итогового диагностирования уровня развитости рефлекcивных умений у младших школьников, позволило выявить общую направленность в развитии рефлексии познавательной, чувственно переживаемой и действенной сферах, что свидетельствуют о достаточном развитии умений владения мехaнизмами рефлексивного мышления: «остановкой», «фикcацией», «отcтранением», «объективизацией» и «оборачивaнием».

В ходе психолого-педагогической работы были разработаны рекомендации по руководству процеcсом развития рефлексии у младших школьников.

1. Бырдина О. Г. Модель формирования профессионально-ценностного самоотношения личности будущего учителя / О. Г. Бырдина // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 3.- С. 162–168.

2. Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 10.-С.501–503.

3. Гамезо М. В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо.- М. 2001 г.

4. Маралов В. Г. Опыт самопознания [Текст] / В. Г. Маралов. — М. 1987. — 365 с.

5. Мириманова М. С. Рефлексия как системный механизм развития [Текст] / М. С. Мириманова.- М. ВЛАДОС, 1997.-316 с.

6. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.- М. Академия, 1998. — 456с.

7. Шаповаленко И. А. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. А. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2005.-349 с.

9. Куфарова Алена Юрьевна. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию. Дис. канд. пед. наук. 13.00.02. Екатеринбург, 2004 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/101

Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте

Подобные документы

Особенности и закономерности развития в младшем школьном возрасте. Понятие индивидуального развития. Формирование индивидуальности младшего школьника. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей.

курсовая работа, добавлен 22.12

Общая характеристика младшего школьного возраста, специфика формирования личности у младших школьников. Позиция ребенка и основные мотивации учения. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Характеристика и ключевые особенности общения.

курсовая работа, добавлен 17.09

Социальная адаптация учащихся в начальной школе как педагогическая проблема. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Развитие знаний, умений, навыков, познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

дипломная работа, добавлен 14.05

Понятие психического развития и основные подходы к решению данной проблемы. Развитие познавательных процессов как основных составляющих, обуславливающих успешность адаптации в школе. Внимание в младшем школьном возрасте. Особенности развития памяти.

курсовая работа, добавлен 23.07

Характеристики памяти как познавательного процесса. Анализ подходов к классификации видов памяти. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте. Диагностика и оценка объёма кратковременной и опосредованной слуховой памяти.

курсовая работа, добавлен 19.03

Психологические особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Тренинг как метод профориентационной работы в старшем школьном возрасте. Экспериментальное исследование влияния профориентационного тренинга на развитие личности.

дипломная работа, добавлен 03.07

Развитие высших форм внимания в младшем школьном возрасте. Экспериментальная работа, направленная на формирование произвольного внимания детей с задержкой психического развития. Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания.

дипломная работа, добавлен 29.06

Психологические особенности дошкольного возраста. Характеристика страхов у детей. Влияние страхов на формирование психики ребенка. Комплекс практических упражнений разработанных опытным врачом А. Захаровым по преодолению страхов в дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 31.03

Особенности учебной деятельности. Влияние учения на развитие личности. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми. Причина леворукости. Понятие леворукости.

контрольная работа, добавлен 13.11

Понятие рефлексии в психологии. Взаимодействие учитель-ученик и ученик-ученик (ученики) как условие формирования рефлексивной способности. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования рефлексивной способности младших школьников.

дипломная работа, добавлен 25.08

Формирование личности младшего школьника в семье. Характеристика многодетной семьи. Изучение основных причин возникновения семейных конфликтов. Психологические особенности детей из конфликтных семей. Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов.

дипломная работа, добавлен 13.03

Теории и подходы к диагностике психологического симптомокомплекса шизофрении у детей. Особенности психического развития ребенка в младшем и среднем школьном возрасте. Диагностика отклонения поведенческих реакций испытуемых от общегруппового стандарта.

дипломная работа, добавлен 23.01

Определение памяти и её физиологический механизм. Влияние различных видов деятельности на запоминание. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте. Факторы, влияющие на развитие памяти школьника. Упражнения для развития памяти.

реферат, добавлен 24.05

Выявление сущности понятия личная неудача , ее величина и интенсивность. Когнитивные и эмоциональные составляющие личного успеха или неудачи у младшего школьника. Эмпирическое изучение взаимосвязи переживания неудачи школьника и уровня его самооценки.

курсовая работа, добавлен 10.06

Раскрытие содержания теоретических подходов к исследованию рефлексии в психологии. Рефлексивность как характеристика общих способностей организма человека. Проведение эмпирического исследования по оценке уровня онтогенетической рефлексии у подростков.

курсовая работа, добавлен 12.03

Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений. Типы семейных отношений. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста.

курсовая работа, добавлен 06.12.2006

Проблема развития мотивов учения младших школьников в работах отечественных и зарубежных ученых. Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения, условия ее формирования. Диагностика мотивов учения младшего школьника. Анализ результатов.

дипломная работа, добавлен 18.11

Задержка психического развития. Гармонический инфантилизм. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте, характеристики их психологической структуры. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.

контрольная работа, добавлен 14.10

Этапы и уровни социально-психологической и физиологической адаптации учащихся первых классов, их приспособительные возможности. Факторы и критерии школьной дезадаптации. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте.

курсовая работа, добавлен 08.01

Изучение теоретических подходов к проблеме общения в зарубежной и отечественной психологии. Исследование особенностей психологии ребенка младшего школьного возраста. Выявление уровня общительности в младшем школьном возрасте между мальчиками и девочками.

курсовая работа, добавлен 16.04

Создано 26.08 | Автор: Боднар Елена Викторовна, педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Дополнительная образовательная программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников
«Психологическая поддержка младших школьников»

Направленность: индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая.

Срок реализации: 3 месяца.

Возраст обучающихся: 6-9 лет.

Программа «Психологическая поддержка младших школьников» направлена на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогами и сверстниками.

Данная программа разработана на основе программ «Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников» (Автор-составитель Рудякова О. Н.), «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» (Глазунов Д. А.).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Поступление ребенка в школу – это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребенка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.

Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность - один из существенных моментов в реализации данной программы. В этих условиях дети становятся социально адаптированными и сближаются друг с другом.

Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися первого класса общеобразовательной школы, испытывавшими трудности адаптации к требованиям школьного обучения, предъявляемым в классно-урочной системе. Условия школьного обучения предполагают:

- умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;

- умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;

- способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;

- наличие у ребенка определенного уровня мотивации к познавательной деятельности.

Цель программы: коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.

  • создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей;
  • способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;
  • создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе;
  • развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.

Отличительной особенностью данной программы является возможность развития и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников в ходе школьного обучения в доступной игровой деятельности.

Организационная структура программы

Предварительный этап включает в себя диагностику обучающихся, выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах личности; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками интегративных групп

Критерии отбора детей для формирования группы:

- эмоциональная мотивационная незрелость;

- нарушение познавательных процессов;

- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.

Наполняемость группы до 10-12 человек.

Основной этап состоит из 12 коррекционно-развивающих занятий.

  • Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку
  • Основное содержание занятия – подразделяется на два блока:

1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции познавательных процессов и речи, как показателя развития мышления;

2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.

  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка к занятию.
  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.

Возраст детей. Младший школьный возраст.

Сроки реализации программы – 3 месяца.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся в форме учебно-игровой деятельности с частотой один раз в неделю.

- Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей у детей.

- Сенсорное развитие высших психических функций.

- Формирование положительной мотивации к учению, речевой активности.

Способ проверки результативности программы – повторная психодиагностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Источники: http://moluch.ru/archive/67/11256/, http://allbest.ru/k-2c0b65625a2bd68a4d43b89421206c37-2.html, http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/11302-dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Почему низкие лейкоциты в крови у ребенка

О чем говорит низкий уровень лейкоцитов далее...

Аллергия сыпь ребенка на укус комара

У ребенка появилась сыпь по всей далее...

Лфк детей года упражнения видео

Лечебная гимнастика. Массаж. Лечебную физкультуру нужно проводить далее...

Популярные статьи

Интересно