Главная » Упражнения для детей

Упражнения развития силы младших школьников

Развитие силы и скорости в младшем школьном возрасте

Подробности Просмотров: 477

Показатели скорости одиночного движения в период от 6 до 13-14 лет значительно растут и приближаются к концу этого периода до показателей взрослых. Частота движений от 7 до 16 лет увеличивается в полтора раза. А наибольший прирост частоты происходит в 7-9 лет.

У детей, как и у взрослых, максимальная частота одинакова при выполнении движений различными звеньями тела. Самая высокая частота на правой и левой стороне свойственна кистям и в лучезапястном суставах.

Скорость движений в процессе физического воспитания развивают, увеличивая скорость единичных простых движений и частоту (темп) движений, которые повторяются. Второе осуществляется при выполнении локомоцией, то есть двигательных действий, связанных с перемещением всего тела в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах). При этом развитие скорости движений достигается за счет выполнения с максимальной возможной скоростью движений в целом, а также за счет увеличения скорости отдельных элементов движений (отталкивания и маха ногой при ходьбе и беге, гребка при плавании и т.п.).

Для развития скорости движений используют различные упражнения в быстром темпе, старты, бег с ускорением, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью и др. Полезны также подвижные игры, требующие быстрых действий.

Развитие силы мышц средствами физкультуры начинают осуществлять в младшем школьном возрасте. У детей 7-летнего возраста более развитые мышцы туловища, чем конечностей. В период с 8 до 9 лет отмечается быстрый прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья и икроножных мышц. Сила мышц у детей с 8 до 11 лет увеличивается в среднем на 47,6%.

О развитии силы часто судят по соотношению силы к весу тела. Сила мышц увеличивается с увеличением их веса и, в частности, с ростом диаметра мышц. От 7-6 до 9-11 лет в большинстве групп мышц наблюдается наибольший прирост силы на 1 кг веса. В 13-14 лет сила на 1 кг веса достигает величин, характерных для взрослых.

Для развития силы мышц у младших школьников следует использовать динамические упражнения, которые не вызывают длительного напряжения. Подбираются упражнения и игры, выполнение которых связано с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями (метание, прыжки, лазание, упражнения с набивными мячами, а также игры с применением этих упражнений, например: «Кто дальше бросит», «Эстафета с прыжками в длину »и др.).

Развития выносливости достигают, постепенно увеличивая продолжительность физических нагрузок. В результате организм ребенка постепенно адаптируется (приспосабливается) к усталости, приобретает способность выполнять движения длительное время и быстрее возобновлять работоспособность.

В младшем школьном возрасте осуществляется развитие преимущественно общей выносливости. Для развития выносливости используется повторный метод, при котором чередуются физические нагрузки и паузы отдыха. С осторожностью можно использовать также и переменный метод тренировки. Цель его заключается в чередовании интенсивных средних и малых нагрузок.

В начальных классах для развития выносливости широко используют игры. Нагрузка дозируется числом повторных действий игры, время непрерывной игровой деятельности учащихся и величиной перерывов для отдыха между повторными действиями игры.

Особенности физической подготовки туристов-школьников

В программе для секций юных туристов на решение задач общей и специальной физической подготовки предусмотрено недостаточное количество часов. Всего 22 ч для учащихся IV—V, VI—VII классов, 22 ч на технику и тактику передвижения в программе по пешеходному туризму для учащихся старших классов, столько же часов в программе по лыжному и водному туризму и только на спортивное ориентирование на местности — около 70 ч. Поэтому за основу общей физической подготовки следует принять уроки физической культуры в школе и занятия в секции по смежным видам спорта.
Уроки по физкультуре являются обязательными. Итогом программных занятий считается сдача зачетных норм и норм комплекса ГТО, что является государственным нормативом оценки физической подготовленности. Занятия в секциях по смежным видам спорта способствуют общей физической и в значительной мере специальной и технической подготовке школьников.
Непосредственно в секции по туризму специальную техническую и маршевую подготовку учащиеся проходят во время учебных походов, в зависимости от избранного вида туризма, т. е. способа передвижения.
Туристу-пешеходу необходимо отрабатывать темп и длину шага, технику передвижения в различных условиях на спуске, подъеме, пересечении склона, необходимо осваивать способы преодоления различных препятствий и т. д.
Туристу-велосипедисту — технику передвижения с грузом и без него в различных условиях: по дорогам, по тропам и без них, по пересеченной местности, песку, кустарнику. Избравшему водный туризм необходимо научиться хорошо и продолжительно плавать, грести.
Кроме обучения технике передвижения и преодоления естественных препятствий, необходимо развивать основные физические качества: выносливость, силу, быстроту, ловкость. Для пешехода основными следует считать выносливость, силу ног; для лыжника-туриста важны выносливость, сила рук и ног; для туриста-водника— сила рук, выносливость. Таким образом, для любого вида туризма ведущими являются выносливость, сила. Немаловажное значение имеет ловкость (координация движений. равновесие).
Для развития общей выносливости целесообразна кроссовая подготовка (в соответствии с возрастом, подготовленностью и допустимыми нагрузками), продолжительный медленный бег и ускоренная ходьба, ходьба и бег на лыжах, плавание, гребля. Для развития специальной выносливости лучшим средством является передвижение с грузом, походы пешком, на лыжах, на велосипеде и т. д. Скорость передвижения, вес рюкзака в предпоходных тренировках должны быть равны походному или превышать его.

Примерные упражнения для развития силы ног
1. Бег в гору с высоким подниманием бедра.
2. Бег по песку, снегу, воде с подниманием бедра.
3. Бег прыжками по опилочной дорожке, вспаханному полю.
4. Подскоки на одной и двух ногах.
5. Прыжки с места: двойные, тройные и многократные.
6. Многократные прыжки через препятствия.
7. Различные выпрыгивания и спрыгивания без отягощения и с отягощением.
8. Поднимание бедра с отягощением.
9. Приседание на одной ноге.
10. Приседание с партнером или со штангой на плечах.

Упражнения для развития силы рук
1. Подтягивание на перекладине.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
3. Ходьба на руках из упора лежа, ноги поддерживает партнер.
4. Упражнения с гантелями в сгибании и разгибании рук вверх, в стороны, вперед.
5. Скрестные движения рук впереди с грузом и без него.
6. Лазанье по канату с помощью ног.
7. Упражнения с набивными мячами.
8. Упражнения в метании и толкании камней, ядер.
9. Передвижение по веревке в висе на руках.
10. Лазанье по наклонной лестнице.

Упражнения для развития силы туловища
1. Сгибание и разгибание туловища из исходного положения лежа на спине, ноги закреплены партнером.
2. Повороты в стороны с грузом на плечах.
3. Наклоны вперед с грифом штанги и с другими отягощениями.
4. Ходьба на руках по жердям брусьев.
5. Из виса подъем ног до угла i опускание.
6. Различные метания груза.
7. Рывки и толчки гири или штанги.
8. Вращение гири, груза одной и двумя руками из исходного положения ноги на ширине плеч.
9. Ходьба с партнером на плечах.
10. Метание набивного мяча, ядра, гири.

Упражнения на быстроту
1. Бег на отрезках 30—60 м.
2. Бег с высоким подниманием бедра.
3. Прыжки в высоту, длину.
4. Метание легкоатлетических снарядов, камней.
5. Подвижные игры на быстроту.
6. Эстафеты на коротких отрезках.
7. Низкие старты и старты из различных положений.
8. Различные упражнения на внимание типа «вызов номеров».
9. Упражнения со скакалкой.
10. Игры спортивные — волейбол, баскетбол и др.

Упражнения на расслабление
1. Встряхивание рук вверху с опусканием их вниз.
2. Стоя в наклоне скрестные покачивания руками.
3. Стоя в наклоне поочередные раскачивания руками вперед, назад с пружинистыми наклонами.
4. Стоя в наклоне покачивание двумя руками вперед-назад с пружинящими наклонами туловища.
5. Стоя в наклоне повороты туловища со свободными захлестывающими движениями рук.
6. Встряхивание ног, согнутых в коленях, лежа на спине.
7. Махи расслабленной ногой с подскоком на другой.
8. Встряхивание ног в различных плоскостях, стоя на одной.
9. Встряхивание ног в стойке на лопатках.
10. Встряхивание ног с помощью партнера — партнер придерживает ноги за голеностопные суставы.

Упражнения в равновесии
1. Ходьба по бревну, рельсу, гимнастической скамейке на различной высоте.
2. Ходьба по узкой опоре с различными движениями рук, наклонами, приседаниями.
3. Упражнение «ласточка».
4. Скачки на одной ноге с продвижением по узкой опоре.
5. Скачки и прыжки с ноги на ногу по узкой опоре.

Большое значение для общей и специальной физической подготовки имеют режим, занятия утренней гимнастикой, закаливание организма. Утренняя гимнастика продолжается от 15 до 40 мин, состоит из пробежки, 4—5 специальных, 4—5 общеразвивающих упражнений. В тренировочных походах развивается специальная выносливость за счет передвижения в пределах допустимых нагрузок. На местности отрабатываются способы преодоления различных препятствий, переправ, техника передвижения.

Развитие силы и выносливости

на уроках физической культуры в начальной школе

Ежова Наталия Николаевна,

учитель физической культуры лицея № 344

Невского района города Санкт-Петербурга

Развитию физических качеств в комплексной программе по физическому воспитанию отводится важное место. Среди них сила и выносливость, которые необходимо развивать уже в начальной школе. Хотя наиболее благоприятный период развития этих качеств приходится на более поздний период, все же для гармоничного развития школьников нужно уже в этом возрасте начинать развивать эти качества. Они помогут ученикам выдерживать большие нагрузки и быть более работоспособными.

Планирование материала для развития двигательных качеств.

Одним из главных требований, позволяющих добиться высокой эффективности учебного процесса, является правильное планирование материала программы.

Параллельно с изучением элементов лёгкой атлетики планируется развитие скоростно-силовых качеств, быстроты движений и выносливости, а в период освоения игровых умений и навыков – развитие быстроты и выносливости к игровым действиям. Во время прохождения раздела гимнастики планируется развитие силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и равновесия.

Развитие двигательных качеств школьников на уроке может осуществляться посредством различных организационно-методических форм. В настоящее время сложилась определённая система способов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры, направленная на развитие двигательных способностей:

- контрольные упражнения (тесты);

- подвижные и спортивные игры;

- круговые занятия ( круговая тренировка ).

Задачи физической подготовки учащихся решаются в основной части урока. Место расположения упражнений для решения этих задач определяется содержанием учебного материала и конкретной направленностью физической подготовки. Развитие силы, выносливости проводится во второй половине или в конце основной части урока.

Подбирая упражнения для развития двигательных качеств, учитель должен соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на уроке, а затем определить их направленность на развитие того или иного двигательного качества. Например, при изучении прыжка в длину с разбегу для развития скоростно-силовых качеств, следует использовать такие прыжковые упражнения, которые связаны с перемещением тела в горизонтальной плоскости, при изучении прыжка в высоту – упражнения скоростно-силового характера, связанные с перемещением тела в вертикальной плоскости (2).

На этапе начального развития двигательных качеств самые разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на развитие двигательных способностей. На следующих этапах продолжение работы с малыми отягощениями способствует развитию силы и выносливости.

В процессе развития двигательных качеств, надо учитывать, как упражнения воспринимаются учащимися. Так, лучше всего школьники воспринимают упражнения скоростно-силового характера (и если они проводятся в игровой форме). Упражнения на силу с большим интересом выполняют мальчики, чем девочки. Быстрее всего дети теряют интерес к упражнениям на выносливость. Эти особенности следует учитывать при подборе упражнений.

Развитие скоростно-силовых качеств .

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются, как самостоятельные качества они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовая подготовка школьников осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно - силовых качеств проводятся в первой половине основной части урока. Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера.

Игровые задания и подвижные игры. Волк во рву , Сторож заяц и жучка , Воробушки и коршун , Лисы и куры , Вороны и воробьи (1).

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. Различают два вида выносливости – общую и специальную.

При занятиях с младшими школьниками рекомендуется от урока к уроку увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, специально не повышая скорости бега, которая возрастает за счёт естественного повышения тренированности детей.

Наряду с бегом в школьной программе широкое место для развития общей выносливости занимают многократные прыжки через короткую скакалку, ходьба на лыжах, плавание, подвижные игры.

Для развития выносливости можно находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Игровые задания и игры и подвижные игры: Гандикап , Кто выдержит темп? , Круговая эстафета , Скакалка - подсекалка , Смена лидера , Следуй за мной , Круговорот .

Силовые возможности детей выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Развитие силы у детей школьного возраста осуществляется методом повторных упражнений.

В школьной программе наиболее широко для развития силовых возможностей учащихся применяются упражнения в динамическом режиме. Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном контакте с ним. Основные содержательные компоненты таких игр, включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями - наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность.

Игровые задания и игры и подвижные игры: перетягивания в парах, метание набивного мячей (кто дальше), сопротивление в парах, перетягивание каната, Всадники , Тачка , Переноска мячей , Али-баба .

Список использованной литературы:

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. Москва. Издательский центр Академия , 2000.

2. Байбародова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Методика обучения физической культуре: Метод. М.,2004.

Источники: http://getmedic.ru/sport/nauchnye-stati/478-razvitie-sily-i-skorosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste, http://www.medical-enc.ru/turizm/osobennosti-fizicheskoy-podgotovki-turistov-shkolnikov.shtml, http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-fizkulture/razvitie-sily-i-vynoslivosti-na-urokakh-fizicheskoi-kultury-v-nachalnoi-shkole.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенок не доедает грудное молоко

Ликбез для молодых родителей или как далее...

Фенистил от укусов комаров для детей аналоги

Ситечко для мыслей Аналог фенистил далее...

Виброцил для детей отзывы капли цена

Виброцил для детей: далее...

Популярные статьи

Интересно