Главная » Упражнения для детей

Упражнения развития силы младших школьников

Развитие силы и скорости в младшем школьном возрасте

Подробности Просмотров: 477

Показатели скорости одиночного движения в период от 6 до 13-14 лет значительно растут и приближаются к концу этого периода до показателей взрослых. Частота движений от 7 до 16 лет увеличивается в полтора раза. А наибольший прирост частоты происходит в 7-9 лет.

У детей, как и у взрослых, максимальная частота одинакова при выполнении движений различными звеньями тела. Самая высокая частота на правой и левой стороне свойственна кистям и в лучезапястном суставах.

Скорость движений в процессе физического воспитания развивают, увеличивая скорость единичных простых движений и частоту (темп) движений, которые повторяются. Второе осуществляется при выполнении локомоцией, то есть двигательных действий, связанных с перемещением всего тела в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах). При этом развитие скорости движений достигается за счет выполнения с максимальной возможной скоростью движений в целом, а также за счет увеличения скорости отдельных элементов движений (отталкивания и маха ногой при ходьбе и беге, гребка при плавании и т.п.).

Для развития скорости движений используют различные упражнения в быстром темпе, старты, бег с ускорением, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью и др. Полезны также подвижные игры, требующие быстрых действий.

Развитие силы мышц средствами физкультуры начинают осуществлять в младшем школьном возрасте. У детей 7-летнего возраста более развитые мышцы туловища, чем конечностей. В период с 8 до 9 лет отмечается быстрый прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья и икроножных мышц. Сила мышц у детей с 8 до 11 лет увеличивается в среднем на 47,6%.

О развитии силы часто судят по соотношению силы к весу тела. Сила мышц увеличивается с увеличением их веса и, в частности, с ростом диаметра мышц. От 7-6 до 9-11 лет в большинстве групп мышц наблюдается наибольший прирост силы на 1 кг веса. В 13-14 лет сила на 1 кг веса достигает величин, характерных для взрослых.

Для развития силы мышц у младших школьников следует использовать динамические упражнения, которые не вызывают длительного напряжения. Подбираются упражнения и игры, выполнение которых связано с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями (метание, прыжки, лазание, упражнения с набивными мячами, а также игры с применением этих упражнений, например: «Кто дальше бросит», «Эстафета с прыжками в длину »и др.).

Развития выносливости достигают, постепенно увеличивая продолжительность физических нагрузок. В результате организм ребенка постепенно адаптируется (приспосабливается) к усталости, приобретает способность выполнять движения длительное время и быстрее возобновлять работоспособность.

В младшем школьном возрасте осуществляется развитие преимущественно общей выносливости. Для развития выносливости используется повторный метод, при котором чередуются физические нагрузки и паузы отдыха. С осторожностью можно использовать также и переменный метод тренировки. Цель его заключается в чередовании интенсивных средних и малых нагрузок.

В начальных классах для развития выносливости широко используют игры. Нагрузка дозируется числом повторных действий игры, время непрерывной игровой деятельности учащихся и величиной перерывов для отдыха между повторными действиями игры.

Особенности физической подготовки туристов-школьников

В программе для секций юных туристов на решение задач общей и специальной физической подготовки предусмотрено недостаточное количество часов. Всего 22 ч для учащихся IV—V, VI—VII классов, 22 ч на технику и тактику передвижения в программе по пешеходному туризму для учащихся старших классов, столько же часов в программе по лыжному и водному туризму и только на спортивное ориентирование на местности — около 70 ч. Поэтому за основу общей физической подготовки следует принять уроки физической культуры в школе и занятия в секции по смежным видам спорта.
Уроки по физкультуре являются обязательными. Итогом программных занятий считается сдача зачетных норм и норм комплекса ГТО, что является государственным нормативом оценки физической подготовленности. Занятия в секциях по смежным видам спорта способствуют общей физической и в значительной мере специальной и технической подготовке школьников.
Непосредственно в секции по туризму специальную техническую и маршевую подготовку учащиеся проходят во время учебных походов, в зависимости от избранного вида туризма, т. е. способа передвижения.
Туристу-пешеходу необходимо отрабатывать темп и длину шага, технику передвижения в различных условиях на спуске, подъеме, пересечении склона, необходимо осваивать способы преодоления различных препятствий и т. д.
Туристу-велосипедисту — технику передвижения с грузом и без него в различных условиях: по дорогам, по тропам и без них, по пересеченной местности, песку, кустарнику. Избравшему водный туризм необходимо научиться хорошо и продолжительно плавать, грести.
Кроме обучения технике передвижения и преодоления естественных препятствий, необходимо развивать основные физические качества: выносливость, силу, быстроту, ловкость. Для пешехода основными следует считать выносливость, силу ног; для лыжника-туриста важны выносливость, сила рук и ног; для туриста-водника— сила рук, выносливость. Таким образом, для любого вида туризма ведущими являются выносливость, сила. Немаловажное значение имеет ловкость (координация движений. равновесие).
Для развития общей выносливости целесообразна кроссовая подготовка (в соответствии с возрастом, подготовленностью и допустимыми нагрузками), продолжительный медленный бег и ускоренная ходьба, ходьба и бег на лыжах, плавание, гребля. Для развития специальной выносливости лучшим средством является передвижение с грузом, походы пешком, на лыжах, на велосипеде и т. д. Скорость передвижения, вес рюкзака в предпоходных тренировках должны быть равны походному или превышать его.

Примерные упражнения для развития силы ног
1. Бег в гору с высоким подниманием бедра.
2. Бег по песку, снегу, воде с подниманием бедра.
3. Бег прыжками по опилочной дорожке, вспаханному полю.
4. Подскоки на одной и двух ногах.
5. Прыжки с места: двойные, тройные и многократные.
6. Многократные прыжки через препятствия.
7. Различные выпрыгивания и спрыгивания без отягощения и с отягощением.
8. Поднимание бедра с отягощением.
9. Приседание на одной ноге.
10. Приседание с партнером или со штангой на плечах.

Упражнения для развития силы рук
1. Подтягивание на перекладине.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
3. Ходьба на руках из упора лежа, ноги поддерживает партнер.
4. Упражнения с гантелями в сгибании и разгибании рук вверх, в стороны, вперед.
5. Скрестные движения рук впереди с грузом и без него.
6. Лазанье по канату с помощью ног.
7. Упражнения с набивными мячами.
8. Упражнения в метании и толкании камней, ядер.
9. Передвижение по веревке в висе на руках.
10. Лазанье по наклонной лестнице.

Упражнения для развития силы туловища
1. Сгибание и разгибание туловища из исходного положения лежа на спине, ноги закреплены партнером.
2. Повороты в стороны с грузом на плечах.
3. Наклоны вперед с грифом штанги и с другими отягощениями.
4. Ходьба на руках по жердям брусьев.
5. Из виса подъем ног до угла i опускание.
6. Различные метания груза.
7. Рывки и толчки гири или штанги.
8. Вращение гири, груза одной и двумя руками из исходного положения ноги на ширине плеч.
9. Ходьба с партнером на плечах.
10. Метание набивного мяча, ядра, гири.

Упражнения на быстроту
1. Бег на отрезках 30—60 м.
2. Бег с высоким подниманием бедра.
3. Прыжки в высоту, длину.
4. Метание легкоатлетических снарядов, камней.
5. Подвижные игры на быстроту.
6. Эстафеты на коротких отрезках.
7. Низкие старты и старты из различных положений.
8. Различные упражнения на внимание типа «вызов номеров».
9. Упражнения со скакалкой.
10. Игры спортивные — волейбол, баскетбол и др.

Упражнения на расслабление
1. Встряхивание рук вверху с опусканием их вниз.
2. Стоя в наклоне скрестные покачивания руками.
3. Стоя в наклоне поочередные раскачивания руками вперед, назад с пружинистыми наклонами.
4. Стоя в наклоне покачивание двумя руками вперед-назад с пружинящими наклонами туловища.
5. Стоя в наклоне повороты туловища со свободными захлестывающими движениями рук.
6. Встряхивание ног, согнутых в коленях, лежа на спине.
7. Махи расслабленной ногой с подскоком на другой.
8. Встряхивание ног в различных плоскостях, стоя на одной.
9. Встряхивание ног в стойке на лопатках.
10. Встряхивание ног с помощью партнера — партнер придерживает ноги за голеностопные суставы.

Упражнения в равновесии
1. Ходьба по бревну, рельсу, гимнастической скамейке на различной высоте.
2. Ходьба по узкой опоре с различными движениями рук, наклонами, приседаниями.
3. Упражнение «ласточка».
4. Скачки на одной ноге с продвижением по узкой опоре.
5. Скачки и прыжки с ноги на ногу по узкой опоре.

Большое значение для общей и специальной физической подготовки имеют режим, занятия утренней гимнастикой, закаливание организма. Утренняя гимнастика продолжается от 15 до 40 мин, состоит из пробежки, 4—5 специальных, 4—5 общеразвивающих упражнений. В тренировочных походах развивается специальная выносливость за счет передвижения в пределах допустимых нагрузок. На местности отрабатываются способы преодоления различных препятствий, переправ, техника передвижения.

Развитие силы и выносливости

на уроках физической культуры в начальной школе

Ежова Наталия Николаевна,

учитель физической культуры лицея № 344

Невского района города Санкт-Петербурга

Развитию физических качеств в комплексной программе по физическому воспитанию отводится важное место. Среди них сила и выносливость, которые необходимо развивать уже в начальной школе. Хотя наиболее благоприятный период развития этих качеств приходится на более поздний период, все же для гармоничного развития школьников нужно уже в этом возрасте начинать развивать эти качества. Они помогут ученикам выдерживать большие нагрузки и быть более работоспособными.

Планирование материала для развития двигательных качеств.

Одним из главных требований, позволяющих добиться высокой эффективности учебного процесса, является правильное планирование материала программы.

Параллельно с изучением элементов лёгкой атлетики планируется развитие скоростно-силовых качеств, быстроты движений и выносливости, а в период освоения игровых умений и навыков – развитие быстроты и выносливости к игровым действиям. Во время прохождения раздела гимнастики планируется развитие силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и равновесия.

Развитие двигательных качеств школьников на уроке может осуществляться посредством различных организационно-методических форм. В настоящее время сложилась определённая система способов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры, направленная на развитие двигательных способностей:

- контрольные упражнения (тесты);

- подвижные и спортивные игры;

- круговые занятия ( круговая тренировка ).

Задачи физической подготовки учащихся решаются в основной части урока. Место расположения упражнений для решения этих задач определяется содержанием учебного материала и конкретной направленностью физической подготовки. Развитие силы, выносливости проводится во второй половине или в конце основной части урока.

Подбирая упражнения для развития двигательных качеств, учитель должен соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на уроке, а затем определить их направленность на развитие того или иного двигательного качества. Например, при изучении прыжка в длину с разбегу для развития скоростно-силовых качеств, следует использовать такие прыжковые упражнения, которые связаны с перемещением тела в горизонтальной плоскости, при изучении прыжка в высоту – упражнения скоростно-силового характера, связанные с перемещением тела в вертикальной плоскости (2).

На этапе начального развития двигательных качеств самые разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на развитие двигательных способностей. На следующих этапах продолжение работы с малыми отягощениями способствует развитию силы и выносливости.

В процессе развития двигательных качеств, надо учитывать, как упражнения воспринимаются учащимися. Так, лучше всего школьники воспринимают упражнения скоростно-силового характера (и если они проводятся в игровой форме). Упражнения на силу с большим интересом выполняют мальчики, чем девочки. Быстрее всего дети теряют интерес к упражнениям на выносливость. Эти особенности следует учитывать при подборе упражнений.

Развитие скоростно-силовых качеств .

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются, как самостоятельные качества они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовая подготовка школьников осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно - силовых качеств проводятся в первой половине основной части урока. Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера.

Игровые задания и подвижные игры. Волк во рву , Сторож заяц и жучка , Воробушки и коршун , Лисы и куры , Вороны и воробьи (1).

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. Различают два вида выносливости – общую и специальную.

При занятиях с младшими школьниками рекомендуется от урока к уроку увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, специально не повышая скорости бега, которая возрастает за счёт естественного повышения тренированности детей.

Наряду с бегом в школьной программе широкое место для развития общей выносливости занимают многократные прыжки через короткую скакалку, ходьба на лыжах, плавание, подвижные игры.

Для развития выносливости можно находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Игровые задания и игры и подвижные игры: Гандикап , Кто выдержит темп? , Круговая эстафета , Скакалка - подсекалка , Смена лидера , Следуй за мной , Круговорот .

Силовые возможности детей выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Развитие силы у детей школьного возраста осуществляется методом повторных упражнений.

В школьной программе наиболее широко для развития силовых возможностей учащихся применяются упражнения в динамическом режиме. Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном контакте с ним. Основные содержательные компоненты таких игр, включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями - наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность.

Игровые задания и игры и подвижные игры: перетягивания в парах, метание набивного мячей (кто дальше), сопротивление в парах, перетягивание каната, Всадники , Тачка , Переноска мячей , Али-баба .

Список использованной литературы:

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. Москва. Издательский центр Академия , 2000.

2. Байбародова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Методика обучения физической культуре: Метод. М.,2004.

Источники: http://getmedic.ru/sport/nauchnye-stati/478-razvitie-sily-i-skorosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste, http://www.medical-enc.ru/turizm/osobennosti-fizicheskoy-podgotovki-turistov-shkolnikov.shtml, http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-fizkulture/razvitie-sily-i-vynoslivosti-na-urokakh-fizicheskoi-kultury-v-nachalnoi-shkole.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Фенистил от аллергии у грудничка

Капли Фенистил для грудничков Существуют несколько далее...

Свечи облепиховым маслом детей инструкция

Какие болезни в гинекологии лечат облепиховыми далее...

Как избавить ребенка от сухого кашля быстро

Как избавиться от сухого кашля далее...

Популярные статьи

Интересно