Главная » Упражнения для детей

Упражнения при афазии у детей

Восстановление речи при сенсорной афазии

Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.

Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности — вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Внимание детей привлекают к значению конкретного слова, смысловому содержанию короткой инструкции. При этом рекомендуется устное задание сопровождать демонстрацией таблички с соответствующей надписью. В процессе восстановления речи необходимо опираться на сохранные анализаторы, главным образом на зрительный, двигательный.

Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени. Основные направления коррекции дефекта включают:

1. Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте.

2. Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубоккомок, удочкауточка).

3. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Если ребенок ранее обучался в школе, в процессе логопедических занятий рекомендуется проводить серию упражнений по письму и чтению. Сенсорные афазики трудно воспринимают на слух диктуемые слова и фразы (даже очень простые). Поэтому необходимо максимально использовать все средства, помогающие воспринимать материал. Так, диктант должен сочетать в себе все виды опоры (зрительную, графическую и др.).

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

Как и почему возникает моторная афазия

Содержание


Моторная афазия — это патология, для которой характерны трудности или невозможность произнесения слов при сохранении возможности произнесения отдельных звуков и возможности понимания человеческой речи. При развитии самой тяжелой формы заболевания речь пропадает совсем и даже после восстановления у пациента остаются сложности произнесения трудных высказываний или при повторе целой серии слов, фраз.

Это важно! В самых тяжелых случаях человек полностью утрачивает возможность произносить речь, больной может вести диалог с людьми лишь посредством жестов и мимики. На первых этапах развития возможность произнесения сочетаний звуков и конкретных слов не нарушается. Такая речь образно называется «телеграфным стилем», так как пациент в своем разговоре использует только очень простые и недлинные предложения, в основном имена существительные и инфинитивы.

Слова становятся искаженными по причине неправильного чередования или полного отсутствия некоторых звуков, частых замен слов похожими по смыслу. Не менее важная особенность речи — это разрушение грамматики речи. Речь заметно замедляется, слова выбираются с большим трудом, часто проявляются повторения слов, звук и оборванной речи. Искажения устной речи, спровоцированные развитием моторной афазии, часто проявляются одновременно с аграфией — это нарушение правильного письма, когда видны двигательные нарушения руки.

Причины, по которым начинается развитие патологии

Основная причина возникновения моторной афазии — это ишемический инсульт, влияющий, на верхние части центральной артерии в головном мозге. Данный процесс негативно влияет на речь человека.

Также другие причины моторной афазии — это различные повреждения головного мозга, куда относятся новообразования в головном мозге, кровоизлияния в мозг, абсцессы в головном мозге.

Формы и проявления заболевания

Моторной афазией называется частичная или полная потеря возможности говорить при сохранении понимания речи окружающих людей.

Моторные формы афазии бывают следующими:

  1. Афферентная моторная афазия — первый тип, для которого характерен неправильный пространственный, симультанный синтез движений в разных органах аппарата артикуляции. Также полностью утрачивается ситуативная речь при ярко выраженном течении патологии.
  2. Проводниковая афазия отличается от других типов значительным сохранением однообразной, ситуативной речи при грубом нарушении повторения, называния и другой произвольной речи человека. Данный тип патологии является преимущественно нарушением дифференциации артикуляционного способа, симультанным синтезом комплексов звуков и слогов, из которых состоит слово.
  3. Эфферентная моторная афазия — это нарушение временной, линейной организации движений, осуществляемой премоторными зонами в коре головного мозга. Повреждение премоторных отделов провоцирует нарушение инертности речевого стереотипа, что вызывает слоговые, звуковые, лексические перестановки, повторы и персеверациями. Непроизвольное повторение слов, персеверация, становящиеся последствием невозможности вовремя переключиться с одного акта артикуляции на другой. Всё это заметно осложняет или делают невозможным воспроизведение устной речи, осуществление чтения и письма.
  4. Динамическая моторная афазия — данный тип развивается при повреждении задних лобных отделов в левой части доминантного полушария для речи, то есть отдела в третьем функциональном блоке. Он является блоком регуляции, активизации и планирования последующей речевой деятельности. Основным речевым нарушением при развитии этого типа считается трудность или полная невозможность воспроизведения активного речевого высказывания.

Более сложная и тяжелая форма — это сенсомоторная афазия. Она сочетает в себе проявления моторной и сенсорной афазии, когда больной не в состоянии осознавать, что ему говорят, а также не в состоянии инициировать свою собственную речь.

Симптоматика возникновения патологии

Речь пациента начинает заметно затормаживаться, нарушается артикуляция, часто пациент просто замолкает, подбирая подходящие слова и фразы. Словосочетания или предложения почти не включают служебные части речи, в них входят в основном только имена существительные и глаголы. Порядок слов заметно нарушается, а окончания слов ставятся в неправильную форму — отсутствует соотнесение между собой двух соседних слов.

При тяжелом протекании болезни речь у детей или взрослых состоит только из непонятных звуков, слов нет и да. Пациенты обычно привыкают к произнесению привычных слов для того, чтобы собеседник понимал их отношение к сложившейся ситуации. Понимание речи сохраняется, навык чтения тоже сохраняется, но пациенты в процессе чтения часто запинаются, особенно при чтении служебных или просто коротких слов.

Это важно! В соответствии с этим моторный тип афазии является не только моторным нарушением, но и нарушением восприятия конкретных слов в словосочетании.

При развитии патологии возникают нарушения эмоционального характера в состоянии больных — повышается плаксивость, больные быстро отчаиваются, и у них появляется склонность к депрессивным состояниям.

Неврологические симптомы заключаются в ослаблении мышц лица с правой стороны, паралич в мышцах с одной стороны лица, невозможность воспроизводить движения, в которых участвуют мускулы рта, горла.

Организация лечения моторной афазии

Лечение моторной афазии в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у пациента психологическую готовность, а также условия для появления намерений и желания разговаривать.

Полезно вместе с пациентом слушать или даже напевать известные песни, предварительно записанные на магнитофон. Такой подход позволяет улучшить настроение, навевает воспоминания, восстанавливает память. Со временем пациент подхватит и внятно начнет произносить слова из текста песни.

Параллельно восстановление речи при моторной афазии заключается в тренировке автоматизированных речевых рядов. Можно предложить перечислить дни недели или посчитать.

Больного можно заинтересовать чтением эмоциональных рассказов с картинками и отдельно написанными словами — всё это вызывает оживление эмоциональной стороны и восстанавливается прежние связи речи.

Помимо этого, можно просить больного часто перечислять имена близких людей, различные термины профессий или любимого занятия.

Это важно! В процессе осуществления общения изо дня в день следует придумывать различные упражнения на развитие речи. Важно, чтобы пациент вспоминал много глаголов, существительных и других частей речи — первоначально отдельными словами и предложениями, а затем - в простых беседах и диалогах.

С течением времени диалоги с пострадавшим от моторной афазии должны усложняться. Связная речь при отсутствии негрубых нарушений, как правило, проявляется сразу же за расширением словарного запаса больного.

Причины появления афазии у детей

Содержание


Афазия у детей поражает приблизительно 1% детей во всем мире. У ребенка с афазией активно развивается наблюдательность, но при этом общение со сверстниками сильно осложняется.

Причины проявления патологии у ребенка

Ежегодно регистрируется несколько тысяч новых случаев поражения детского организма. Мальчики страдают намного чаще девочек. У них активно развивается наблюдательность, но общение с другими детьми складывается очень сложно. В связи с тем, что болезнь связана с повреждением головного мозга, то у детей она диагностируется намного реже по сравнению с взрослыми. Причинами чаще всего становятся травмы мозга, травмы во время родов, опухоли в мозге. Обследование детей с афазией должно быть комплексным и проводится в многопрофильном медицинском учреждении.

Каждое полушарие мозга человека отвечает за конкретный вид деятельности, а порой требуется участие сразу двух полушарий. У большинства людей за речевую деятельность отличается левое полушарие в головном мозге. Оно контролирует способности слушать, говорить писать и читать. В связи с этим, установлено, что приблизительно в 95% случаев формирование афазии соотносится с нарушением работы левого полушария в мозге. В оставшихся 5% случаев в соответствии с мнением детских врачей неврологов ответственность за повреждение возлагается на правое полушарие головного мозга.

Симптоматика и признаки развития детской афазии

Первый симптом заключается в возникновении сложностей в подборе нужного слова. Слово может практически «вертеться на кончике языка», но вспомнить его пациент не в силах. Порой вместе заданного слова употребляется синоним или его определение, то есть то, что слово обозначает.

Не подобрав подходящего слова, пациент ребенок или взрослый может оставить предложение незаконченным. Такой процесс не считается нарушением памяти — это всего лишь определенные трудности в подборе слова в нужный момент. В другой ситуации такое слово могло бы быть подобрано без лишних проблем.

Это важно! Пострадавший ребенок теряет понятие «категория». К примеру, такое понятие, как « цветок ромашка» для него является сложным. Он не в состоянии связать два таких слова, которые для больного существуют как бы по отдельности.

У ребенка, пораженного афазией, практически всегда нарушается восприятие времени и он начинает испытывать трудности, касающиеся понимания последовательности действий, не в состоянии расположить их в порядке хронологии, а само понятие времени как бы отсутствует.

Дети, заболевшие афазией, не могут и не хотят много говорить, поэтому уменьшается количество произносимых слов, а на вопросы ребенок отвечает просто — да или нет. Всё это соотносится с трудностью подбора и построения фразы. Подобные трудности формируются в процессе записывания мысли. Порой проявляется стереотип, когда независимо от сложившейся ситуации ребенок повторяет одинаковые выражения.

Иногда, наоборот, такие дети страдают от нескончаемого потока слов, они испытывают большую тягу к разговору. В связи с этим, произносят длинные предложения, обычно без смысла. Слова в предложении бывают настолько запутаны, что невозможно понять общий смысл фразы.

Иногда происходит нарушение артикуляции, а звуки становятся слишком растянутыми или быстрыми. Такая речь очень сложно воспринимается окружающими. Порой нарушается синтаксическая сторона речи.

Формируются признаки подмены букв в словах и предложениях на другие буквы или звуки в устной или в письменной речи. Зачастую ребенок с афазиями испытывает трудности в понимании речи окружающих людей, даже при хорошей слышимости и отсутствии нарушений со стороны работы слуха. Короткие предложения воспринимаются намного проще.

Процесс лечения афазии

Иногда происходит неожиданное восстановление речи, но это случается крайне редко. В целом лечение афазии у детей — это продолжительный процесс, в котором бывают задействованы только здоровые зоны головного мозга, поэтому больше всего внимания уделяется процессам кинестетического и зрительного анализа.

Первоначально требуется проведение некоторых диагностических мероприятий с целью установления этиологических факторов, спровоцировавших болезнь. В настоящее время реализуется особое сканирование, которое позволяет точно выявить то, какие области головного мозга могут быть повреждены, а какие остаются здоровыми. Помимо этого очень важно установить причины повреждения. Только потом специалист может разработать подходящее лечение, направленное на восстановление функции речевой деятельности и способностей восприятия речи.

Это важно! Большое внимание уделяется упражнениям на развитие письма и речи. Их требуется делать детям вместе с родителями. Ребенок должен ощущать заботу и поддержку старшего поколения. Такое лечение может организовываться в группах. Как правило, детей с афазией обучают вместе с детьми, пострадавшими от алалии.

В процессе лечения помогают индивидуальные упражнения с логопедом, которые составляет индивидуальный план лечения, где большое значение уделяется работа родителей с ребенком в домашних условиях. Но даже при реализации полноценного лечения при развитии некоторых форм афазии ребенок изредка может восстановить речевую деятельность на одном уровне со здоровыми детьми.

Поврежденные нейроны в головном мозге не в состоянии заменить никакие лекарственные препараты и никакое лекарственное лечение в данной ситуации не поможет. Другими словами, лечение становится возможным только тогда, когда в мозге появляются новые связи или при незначительном повреждении нервных путей.

В такой ситуации необходима помощь логопеда или дефектолога, а восстановление речи в основном происходит только частично. Оно возможно благодаря способности человеческого мозга к созданию новых нейронных отношений. К примеру, восстановление речи может происходить посредством пения, так как музыка и мелодия обрабатываются в мозге при помощи правого полушария.

Продолжительные и тщательные занятия с логопедом и дефектологом позволяют ребенку научиться правильно выбирать слова и выстраивать верные по своей конструкции фразы. Всё это заметно облегчает дальнейшую жизнедеятельность пациента и помогает нормализовать речь.

(Пока нет голосов)

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-126.shtml, http://vashnevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/kak-i-pochemu-voznikaet-motornaya-afaziya.html, http://vashnevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/prichiny-poyavleniya-afazii-u-detej.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Антигистаминные препараты детей 2

Антигистаминные капли в далее...

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в далее...

Антибиотики при ангине у детей

Взрослому человеку при ангине можно принимать далее...

Популярные статьи

Интересно