Главная » Упражнения для детей

Упражнения детей онр 3 уровня

ОНР 3 уровня

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.

Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Часто возникают ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

-замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

-подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

-замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

-взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Использованы материалы из книги Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. 1999г.

Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий.

Донскова Н.В. учитель-логопед МБОУ МСОШ №16.

Лексическая тема: “Осень. Деревья.”

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра “Один – много”.

Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.

  • Повтори рассказ-описание об осени.
  • Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.

    У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.

    Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

    Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

    Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

    Лексическая тема: “Овощи”

    1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный- короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
    2. Игра “Назови ласково”.

    Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.

  • Игра “Доскажи словечко”.
  • Сравнить по форме.

    Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

    Сравнить на ощупь.

    Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

    Огурец, кабачок, капуста, морковка .( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко. огурец. (фрукт)

  • Составить рассказ-описание по образцу
  • . Овощ выбираете любой.

    Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.

  • Отгадай загадки. Одну выучить наизусть
  • .

    Я важный и сочный. У меня красные щечки. (помидор)

    За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

    На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)

    На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

    Кто любит щи – меня в них ищи. (капуста)

    Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

    Логопеды рекомендуют:

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное недоразвитие при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, при котором имеются отклонения в развитии всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя.

    ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи, возможности произносить только звукоподражания типа МУ-МУ , АВ до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического несовершенства. При этом важным моментом будут сложности воспроизведения сложной слоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия, низкий уровень речевого восприятия и запоминания.

    Самый низкий уровень ОНР – первый. Самый высокий – третий.

    ОНР — педагогическое заключение, которое ставят логопеды. Медики (психоневрологи) могут поставить такие заключения как задержка речевого развития (ЗРР), алалия (1, 2 или 3 уровня).

    В настоящее время ОНР при своевременном коррекционном вмешательстве можно почти или полностью свести на нет. Это будет зависеть в первую очередь от созданных родителями условий для коррекции речевого несовершенства, от компетентности специалистов, включая медиков-психоневрологов, назначающих стимулирующие речевые функции препараты, и логопедов, проводящих коррекционные занятия.

    Если у родителей нет возможности самостоятельно освоить методики работы по преодолению ОНР, то им следует любыми путями добиться зачисления ребёнка в логопедическую группу, где проводятся систематические занятия с логопедом, психологом. В таких группах все режимные моменты подчинены коррекции речевого недоразвития.

    Разработанная система обучения рассчитана на 3 года, начиная со средней группы, или на 2 года, начиная со старшей группы. Таким образом, к моменту поступления в школу у таких детей полностью или в большей степени, если бы такого обучения не было, компенсируются речевые проблемы.

    Список литературы и методик, освещающих коррекцию ОНР

    Для занятий с детьми со 2 и 3 уровнем ОНР

    1. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Филичева, 1999.
      Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии.
    2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд. перераб. М. Просвещение, 1985
      Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи.
    3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Москва, 2002.
    4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Москва, 2002.
      Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками.
      В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.
    5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2004
      Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
      Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы Детство (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)
    6. Филичева Т.Б. Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М. Издательство ГНОМ и Д , 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
      В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения.

    Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР

    1. Датешидзе Т. А.Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб. Речь, 2004
      В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.
    2. Дедюхина Г.В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
    3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд. перераб. М. Просвещение, 1985

    При коррекции этих и других нарушений речи
    рекомендуем использовать программу Автоматизация согласных

    Источники: http://logomamik.ru/tretiy-uroven-onr.html, http://www.logoped.ru/donsknv01.htm, http://www.logoprog.ru/parents/defects/onr.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Норма сахара в крови новорожденных детей

    Гипогликемия новорожденных, лечение Более 30 лет известен тот факт, что далее...

    Аллергия у грудного ребенка гречку

    Аллергия на гречку: миф или правда? Аллергия на далее...

    Детская городская поликлиника 121 центр лабораторной диагностики

    Рейтинг поликлиники: 3.8 Открыть карту Диагностический далее...

    Популярные статьи

    Интересно