Главная » Упражнения для детей

Упражнение муха для младших школьников

Психологическая игра для младших школьников

Психологическая игра для детей Вместе весело шагать

Автор: Старыгина Варвара Александровна, педагог-психолог, МКОУ Кодинская средняя общеобразовательная школа №4 , г. Кодинск

Описание материала: Одним из требований в соответствии с ФГОС является освоение обучающимися регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, а также произвольность поведения и внимания. Игра Вместе весело шагать позволяет развивать внимание ребенка и способность планировать деятельность. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам и учителям начальной школы

Игра Вместе весело шагать

Цель. развитие регулятивных универсальных учебных действий.

- развитие концентрации, устойчивости, объема внимания;

- развитие способности планировать, т.е. умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

- развитие пространственной ориентировки.

Сегодня мы с вами поиграем в игру, в которую играет заяц. Она называется Вместе весело шагать . Заяц очень любит гулять по волшебному квадрату, но передвигаться по нему можно только по правилам .

Правило №1. Заяц может совершать короткие вертикальные и короткие горизонтальные шаги (передвигаться на одну клетку вверх-вниз, вправо-влево)

Правило №2. Заяц может совершать короткие шаги по диагонали.

Правило №3. Заяц может совершать длинные вертикальные и длинные горизонтальные шаги (передвигаться через одну клетку вверх-вниз, вправо-влево)

Правило №4. Заяц может совершать длинные шаги по диагонали (движение на две клетки по диагонали).

Задания для детей составляются с различными вопросами:

ОКУДА? (определяем, где заяц был до начала движения);

КУДА? (определяем клетку, в которую попал заяц, двигаясь по заданному направлению);

КАК? (имеется начальный и конечный пункт, нужно определить направление движения).

Задание 1. Как заяц попал из клетки с шишкой в клетку с грибами? (Ответ: один короткий шаг по диагонали и один короткий вертикальный шаг; один короткий горизонтальный шаг и два коротких вертикальных шага).

Задание 2. Откуда двигался заяц, если сделал два коротких горизонтальных шага и один шаг по диагонали и оказался в клетке с грибом? (Ответ: из клетки с грушей или из клетки с кругом).

Задание 3. Из клетки с ананасом заяц сделал два коротких вертикальных шага и два коротких шага по диагонали. Куда он попал? (Ответ: в клетку с шишкой или с месяцем и т.д. – вариантов может быть много).

Можно ограничить количество решений и предложить детям варианты ответов.

Задание 4. Куда заяц попал из клетки с бананом, если он сделал один длинный горизонтальный шаг и один короткий шаг по диагонали?

1) в клетку с бабочкой; 2) в клетку с ананасом ; 3) в клетку с яблоком.

Задание 5. Откуда шел заяц, если он сделал два длинных шага по диагонали и пришел в клетку со свеклой?

Варианты ответов можно предлагать детям в виде схем.

Задание 6. Как заяц попал из клетки с месяцем в клетку с кукурузой?

Задание 7. Найди схему, по которой заяц шел из клетки с треугольником в клетку с огурцом и опиши его шаги.

Начинать игру нужно с простых коротких шагов, а когда ребята освоят ход игры и правила, то можно увеличивать сложность и время игры, вносить соревновательные элементы или работать с заданиями в группе. Постепенно можно вводить временные ограничения выполнения заданий. Задания ребята могут придумывать сами.

С помощью игры можно решать не только развивающие, но и образовательные задачи, если сменить значки в квадратах. Возможно применение на уроках математики: в квадратах четные и нечетные, однозначные, двузначные, трехзначные числа. На уроках русского языка: в квадратах гласные и согласные, твердые и мягкие, парные и непарные буквы и звуки, разные части речи и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:31 0

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи.

Упражнение Не собьюсь

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Ведущий предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но обучающийся не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: Не собьюсь . К примеру: Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль дрессированной мухи . Доска ставится вертикально и ведущий объясняет обучающемуся, что перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ( вверх , вниз , вправо и влево ) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи - центральная клетка игрового поля. Команды подаются обучающимся. Обучающийся должен, неотступно следя за перемещениями мухи не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или видит , что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку начинает игру сначала. Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Упражнение Запрещенная буква .

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

Обращаясь к обучающемуся, ведущий задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: Сколько тебе лет? , С кем ты сидишь за партой? , Какое ты любишь варенье? и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква А .

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.

Упражнение Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите обучающемуся рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

Упражнение Птица - не птица .

Взрослый читает стихи. Задача обучающихся внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:

А муха - это кто?

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите обучающегося найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.

Если же эти упражнения оказались трудными, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях. Первое- это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье- создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой - формирование положительной мотивации учебы.

Этот процесс имеет ряд этапов. Первый этап-этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия. Второй этап- выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения). Третий этап заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия. Четвертый этап - выполнения действия в форме проговаривания всего процесса про себя . Пятый этап-выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.

Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.

« Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через развивающие игры и упражнения».

Познавательный интересэто особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных, развивающих занятий, целенаправленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.

Приведу в пример несколько упражнений, которые можно использовать, как на занятиях ГПД, так и в учебном процессе.

Например, упражнение Графический диктант , отнесенный в силу своей специфике к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует так же развитию внимания, памяти, самоконтроля, функции мелкой моторики руки.

Игра Угадай слово при своей выраженной логической направленности требует от учащихся так же концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

Смысл заданий такого рода заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями. Задания такого рода достаточно просты только в случае, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников задание усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например в самом начале занятия, а сам лабиринт - по прошествии некоторого времени. Таким образом, детям нужно вспомнить необходимые приметы.

Такое упражнение способствует развитию не только пространственного восприятия, но и развитию памяти, внимания, навыков самоконтроля.

Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Это упражнение направлено на развитие наглядно-образного мышления, способности анализировать и умение строить простейшие обобщения.

Детям предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти лишнее слово, не относящееся к указанному понятию.

Решений заданий такого рода и их обсуждение показывают детям возможность наличия у одной задачи нескольких правильных ответов, развивают их умение обосновывать свою точку зрения, развивает внимание и логическое мышление, способность анализировать простые закономерности.

Для развития внимания, памяти, навыков самоконтроля используют Зрительные диктанты . Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3- 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

Решая эти задачи, дети учатся внимательно выслушивать условия, запоминать его, анализировать, сопоставлять его с вопросом, осуществлять краткую запись, устанавливать отношения между признаками. Таким образом, происходит процесс развития словесно-логического мышления младших школьников.

Дети называют такие задачи – сообразилками .

Упражнение Муха . Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3/3. Муха перемещается с одной клетки на другую по командам вверх , вниз , влево , вправо . Исходное положение мухи - центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями мухи , определить на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 -15 ходов). ИГРАЕМ! (3 клетки вправо, 2 клетки вверх,5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево) Это упражнение можно использовать в целях промежуточной диагностики развития внимания и пространственной ориентировки: детям предлагается указать конечное положение мухи на поле, начерченное ими в тетради, или же на специально подготовленной карточке.

Это только несколько упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Источники: http://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskaja-igra-dlja-mladshih-shkolnikov.html, http://s59.swsu.ru/2011-03-30-07-08-03/75-2012-02-14-11-43-45/133-2012-02-14-11-45-18.html, http://multiurok.ru/kapelkacolnca/blog/razvitiie-poznavatiel-noi-i-tvorchiesko-poiskovoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-razvivaiushchiie-ighry-i-uprazhnieniia.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Задачи развития творческих способностей детей

Игра как средство развития творческих способностей далее...

Можно ли давать детям маалокс

Маалокс Цены в аптеках для разных форм и дозировок далее...

Как лечить насморк алоэ ребенку

Алоэ в нос далее...

Популярные статьи

Интересно