Главная » Упражнения для детей

Развивающие речь упражнения детей

Журнал → Развитие речи у ребенка: артикуляционная гимнастика

Развитие речи у ребенка: артикуляционная гимнастика

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения для развития речи ребенка (артикуляционная гимнастика)

Статические упражнения для языка

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. Оближем губки

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

5. Протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

2. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

4. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

5. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики по развитию речи не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

10 Март 2011 в 10:12

Семь упражнений для развития мастерства речи

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих. Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов. Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Очень популярные и прочно укоренившиеся мифы, которые мешают вам жить

Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Как убедить собеседника: четыре техники влияния

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу. со скидкой.

Новые курсы
Технологии продаж: как много продавать преподавателя Сергей Алексеевич Хованский
  • Элитология: наука об элитах преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
  • Самоменеджмент: управление карьерой преподавателя Николай Владимирович Панеев
  • Кратология: наука о власти преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
  • Введение в современный маркетинг преподавателя Сергей Алексеевич Хованский
  • Управление персоналом преподавателя Валентин Федорович Попов
    Новые публикации
    Читайте нас в социальных сетях

    РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ

    Мы уже говорили в статьях нашего раздела о том, что к процессу улучшения дикции и речи ребенка нужно подходить всесторонне. Одним из способов влияния на дикцию является игра. Игры, развивающие речь ребенка, способны развить артикуляционный аппарат малыша, улучшить его работу, активизировать, кроме того, процесс игры доставляет детям удовольствие и приносит радость. Итак, рассмотрим основные игры, развивающие речь ребенка.

    Повторюша

    Для развития дикции у детей стоит начать с самого простого: повторения несложных звуков и слогов. Следующее упражнение-игра направленно именно на это: вы произносите строчку, а малыш повторяет вместе с вами последний слог.

    • Уже близко детвора – РА-РА-РА
    • Начинаем мы игру – РУ-РУ-РУ
    • Мы активны и бодры – РЫ-РЫ-РЫ
    • Будем прыгать до зари – РИ-РИ-РИ
    • Есть у мальчика ведро – РО-РО-РО
    • Мы используем его – ГО-ГО-ГО
    • Носим воду мы в ведре – РЕ-РЕ-РЕ
    • В дом, который на горе – РЕ-РЕ-РЕ
    • Воду только не жалей – ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ
    • Мы поставим самовар – АР-АР-АР
    • Вместе испечем калач – АЧ-АЧ-АЧ
    • Будем пить горячий чай – ЧАЙ-ЧАЙ-ЧАЙ
    • После вновь пойдем скакать – АТЬ-АТЬ-АТЬ
    • Мы поймаем егозу – ЗУ-ЗУ-ЗУ
    • Порезвимся мы в лесу – СУ-СУ-СУ
    • Посидим у шалаша – ША-ША-ША
    • Без игры и галдежа - ЖА-ЖА-ЖА
    • А потом наступит ночь – ОЧЬ-ОЧЬ-ОЧЬ
    • Мы отправимся домой – ОЙ-ОЙ-ОЙ
    • Выключим ночной фонарь – АРЬ-АРЬ-АРЬ
    • Вместе с нами засыпай - АЙ-АЙ-АЙ
    • Скотный двор

      Мы писали о похожей игре, которая направлена на развитие дыхания, в данном случае, мы делаем акцент на развитие дикции. Задача ребенка как можно четче произносить звуки, характерные для тех или иных животных. Для этого, как и в первом упражнении, нужно произносить последние слоги вместе со взрослыми.

      • Наши уточки с утра говорят – «Кря-кря-кря!»,
      • Наши гуленьки вверху прокричат – «Гу-гу-гу!»,
      • Наши гуси у пруда громко скажут нам – «Га-га-га!»,
      • В вот курочки в окно очень тихо – «Ко-ко-ко!».
      • Смело скажет нам буренка – «Му-му-му»
      • Кошка-мама позовет котенка: «Мяу-мяу-мяу»
      • Пес ответит очень смело: «Гав-гав-гав»
      • А лягушка неумело: «Ква-ква-ква»

      Угадай-ка

      Когда дети хорошо освоили предыдущее задание и знают все звуки, можно проводить эту игру, она проходит в группе. Приготовьте заранее карточки с изображениями животных (или просто напишите названия животных на бумажках) и положите их в мешок. Приглашайте ребят по очереди в центр зала, просите достать карточку, а затем, воспроизвести звук, характерный для животного, которое нарисовано на карточке. Остальные участники должны угадать. Основная задача малыша четко произносить звук.

      Конечно. отличным способом развития дикции у детей станут скороговорки! Вы можете найти хорошую подборку скороговорок на страницах нашего сайта. Эти забавные и трудно выговариваемые фразы позволяют прорабатывать произношение определенных звуков: шипящих, рычащих, звонких и глухих.

      Автор: Данчишина Татьяна
      Дата публикации: 11.04
      Перепечатка без активной ссылки запрещена.

      Источники: http://m.baby.ru/blogs/post/21745916-530159/, http://www.elitarium.ru/rech-uprazhnenie-trenirovka-vystuplenie-ritorika-oratorskoe-iskusstvo/, http://www.playwithus.ru/razvitie_diktsii.html

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      Избранные статьи

      Ребенок упал болит голова

      Ребенок ударился головой. Что делать родителям ? К сожалению, далее...

      Чем опасна аллергия у грудничков

      Чем опасна аллергия у детей Большинство далее...

      Основные аспекты использования методов диагностики развития детей

      Педагогика детей раннего возраста Учебное пособие познакомит будущих далее...

      Популярные статьи

      Интересно