Главная » Упражнения для детей

Лексическое упражнение для детей

Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников

Лариса Савчук
Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников

Лексические и грамматические игры и упражнения

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Укрась слово»

Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий). значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает). кузнечик. (прыгает). уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит). мышь. (пищит). корова. (мычит).

Публикации по теме:

ДИ Цветное домино Задачи: 1)формирование понятий много один 2)научить детей выделять различные признаки предметов 3)развитие тактильных ощущений 4)развитие.

Осенние раскраски Всем нам хорошо знакомо из практики желание и любовь детей к раскрашиванию. В свободной деятельности дети, как правило, выбирают игры.

Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.

Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.

«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».

- Послушай стихотворение и скажи ,каким цветом бывают глаза и волосы.

Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.

«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».

- Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.

Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)

А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)

Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)

А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)

У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)

Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)

Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)

А этот уж точно друг твой надежный.

«Опиши щенка».

- Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.

Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.

Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.

Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.

«Исправь ошибки».

- Послушай стихотворение и исправь ошибки.

Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.

Игра «Наоборот».

- Послушай стихотворение и назови недостающие слова.

Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).

Ананьева Анна Викторовна,
учитель -логопед,
МБДОУ Детский сад №151#8243;,
город Рязань

Игры и упражнения по развитию речи

Возраст от 0 до 3 лет − это особый период становления и развития органов и систем жизнедеятельности ребенка и, прежде всего, – функций мозга. Этот период является определяющим для дальнейшего развития речи. В речи проявляется весь психический склад личности малыша, его темперамент, интересы, уровень эмоциональности и характер.

Упражнения для развития речи в первый год жизни

Первый год жизни ребенка & это период голосовых реакций и звуковой активности. Упражнения для развития речи в этот период достаточно просты. Например, поощрение гуления. Возьмите малыша на руки, привлеките его внимание к себе. Для этого можно поцокать языком, щелкнуть пальцами или просто поцеловать кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить различные звуки: гууууу , агыыыы , агуууу и т.д. Постепенно малыш начнет повторять за вами.

Попробуйте поговорить с ребенком разным голосом: нараспев, шепотом, низким или высоким.

Игровые упражнения для развития речи

Их хорошо использовать во время прогулок или совершения повседневных обыденных процедур. Например, на улице, гуляя, вы видите пробегающую мимо кошку или собаку. Обязательно надо обратить внимание ребенка на животное и сказать: Это кошка – мяу-мяу , это собака & гав-гав и т.д. Ребенок будет стремиться повторить за взрослыми эти звуки. Дома во время кормления ребенка можно приговаривать ам-ам , а при укладывании спать – баю-бай .

Таким образом, к концу первого года жизни у ребенка формируется активный словарный запас из 5-15 слов, которыми считаются и мяу , и гав , и ам и др.

Развитие речи в год – упражнения

В этот период упражнения будут уже более сложными. Второй год жизни – это период активного формирования всех сторон речи. В 12-14 месяцев ребенок впервые учится произносить правильные слова, которые возникают из его лепета: мама , папа , баба и т.п. Игры и упражнения для развития речи детей в этом возрасте направлены на увеличение словарного запаса и расширения количества пассивных слов, то есть таких, которые малыш уже понимает, но пока не может произнести сам. Нужно помнить, что дети в этом возрасте учатся прежде всего на подражании. Маленькие дети любят повторять долго и многократно одно и то же слово. Это может раздражать окружающих взрослых, однако нельзя мешать ребенку в этом & такие повторы являются естественным и гармоничным развитием речи человека.

В этом возрасте ошибки, которые будет постоянно допускать малыш в попытках выразить свое мнение, не нужно специально поправлять – это может вызвать страх речевого общения, вывод на подсознательном уровне, что я все говорю не так .

Полезно совместное рассматривание чего-либо. При этом взрослый очень выразительно описывает, что именно он видит. Пример: Смотри, какая собачка, у нее такой пушистый хвост, такие длинные уши! Ребенок будет реагировать на положительные эмоции, пытаясь повторить сделанное взрослым описание.

Игровые упражнения для развития речи

Чтение потешек и коротких стишков – это еще одна разновидность полезных упражнений для развития речи. Взрослый повторяет потешку или стишок несколько раз, с четкой артикуляцией и с выражением. Когда текст станет ребенку знаком, взрослый делает в конце каждой строки (на рифме) паузу, тем самым побуждая малыша вставить недостающее слово. Так возникает стихотворный диалог, который приносит радость и ребенку, и взрослому. Развиваются речь и память – малыш учится читать наизусть.

Большое удовольствие и радость приносит ребенку в возрасте от года до двух рассматривание картинок вместе со взрослым. Взрослый может спрашивать ребенка про уже знакомых персонажей: Это кто? А это кто? или просить показать их на картинке: А где птичка? А где дерево? Постепенно вопросы становятся все более сложными.

Полезна игра в поручения. Сложность поручений зависит от индивидуального уровня развития ребенка, но в целом поручения сводятся к просьбе что-либо принести или, наоборот, положить на место. Принеси мне мишку , принеси мне зайку . Постепенно просьбы можно усложнять: Принеси мне сначала мишку, а потом мячик . Такие игры и упражнения по развитию речи способствуют лучшему восприятию ребенком того, что говорят взрослые, и развитию его речи, так как обычно дети стремятся повторить название того, что им поручено принести.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи ребенка 2-3 лет

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии внимания и речи ребенка. К этому времени словарный запас ребенка составляет от 50 до 200 слов.

Так, например, полезно знакомить ребенка с новыми словами. Такое новое слово вводится в оборот вместе с уже известными словами. Например: Вот курочка, она ест пшено. Клюет!

Упражнения для развития речи у детей

Их можно использовать самым незаметным для ребенка образом, чтобы у него не было ощущения обучения и принуждения. Например, полезно сопровождать свои действия комментариями, побуждая ребенка к тому же. Я режу лук , я варю суп , а ты что делаешь? . Ребенок, видя, как ведет себя взрослый, тоже будет стараться рассказывать о том, что он делает в данный момент: Я играю , я сижу и т.д.

На третьем году жизни речь ребенка становится во многом грамматически правильной, при этом ребенок использует все основные части речи. Дидактические упражнения по развитию речи в этом возрасте направлены на постановку правильного произношения, увеличение словарного запаса и тренировку внимания и памяти. Ребенок заучивает целиком свои первые стихи и песенки.

Необходимо помнить о том, что игры и игровые упражнения для развития речи для детей от 0 до 3 лет должны отличаться разнообразием.

Как научить ребенка чистить зубы 10 самых полезных советов для мам и новорожденных

Советы по воспитанию

Поделиться:

Все наименования, логотипы и торговые марки являются собственностью Kimberly-Clark Worldwide.Inc. Copyright 2001. Все права защищены. Посещение нашего сайта и использование представленной на нем информации регулируются Правовыми положениями. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/leksicheskie-i-gramaticheskie-igry-i-uprazhnenija-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html, http://logoportal.ru/leksicheskie-uprazhneniya-po-obogashheniyu-slovarya-detey-prilagatelnyimi/.html, http://m.gorodmam.ru/categories/817

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Задатки способности ребенок рождается

Задатки и способности Говорят, талантливый человек талантлив во всем, далее...

Препараты железа детям до года

Как определить анемию у далее...

Белые волдыри коже у ребенка фото

Потница Потница – это специфическая форма дерматита, проявляющаяся в результате далее...

Популярные статьи

Интересно