Главная » Средства для детей

Сказка как средство развития образного мышления детей

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

16.26 КБ. 1187295.docx Автор: Котрова Татьяна Викторовна, 20 Сен 2015

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.

Учитывая эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. В увлекательной, одновременно в доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей их поступки, судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Задачи которые может решить сказка:

─ повышение мыслительной и эмоциональной активности;

─ снятие физической и психической напряженности;

─ совершенствование речевых навыков;

─ развитие психических процессов и творческих способностей.

Читая сказки детям дополняю их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем звукоподражаниями назвать героев, договаривает конец знакомой фразы и, наконец пересказывает сказку. Позднее он уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.

Основные методические приемы.

Совместное рассказывание сказки. Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражания, которые ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки.

Драматизация сказки. Походу чтения педагогом ребенок должен выставлять на стол фигурки (картинки) тех персонажей о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть сюжет. Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Артикуляционная гимнастика. Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.

Рисование сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивании сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер его изображения, средства выразительность взрослые могут узнавать, кто из героев вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем разнообразнее их рисунки.

Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.

Важным аспектом является тесный хорошо налаженный контакт с родителями. Для этого проводится анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?», «Любимый сказочный персонаж», «Читаете ли вы своему ребенку сказки? Какие?» Оформляются книжные выставки, стенды «Моя любимая сказка», «Сказки наших детей», «Волшебная книга сказок». Через проигрывание, чтение сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой внутренний мир.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.


Автор: Котрова Татьяна Викторовна

Статья по развитию речи на тему:
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни. Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют. Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое. Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом. Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление. И эту задачу помогут решить любимые сказки. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.

Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.

1. Изменение ситуации в знакомых сказках.

Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Барбос?

- Барбос пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Барбос пригласят его в гости на пирожки с ягодами.

-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Барбоса. Пес быстро найдет избушку. Медведя Барбос прогонит, а Машу отведет домой.

-Барбос приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с пирогами. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.

-Барбос прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.

Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?

Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?

Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка? И т.д.

2. Я придумала начало сказок (рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.

Например: «Допишите сказку – «Жил на свете щенок. Звали его …………. Почти весь день он проводил перед зеркалом.

- ……………. перестань, пожалуйста, смотреть в зеркало! – говорила ему мама.

Он её не слушал.

«Красивый я пес!» - думал …………, глядя в зеркало, и виляя хвостом. В один прекрасный день, когда ………… убежал на улицу, мама ……….

«Допишите сказку – Жили были три мальчика – трое братишек. Гуляли они как-то за городом, и вышли они совершенно неожиданно на какую-то странную дорогу – ровная, гладкая и вся коричневая.

- Из чего, интересно, сделана эта дорога?- спросил старший брат.

- Не знаю из чего, но только не из досок, - ответил средний брат.

- И на асфальт это не похоже, - добавил младший.

Гадали они, гадали, а потом решили лизнуть дорогу языком. А дорога оказалось выложена плитками шоколада. Братья не растерялись – принялись лакомиться. И не заметили, как наступил вечер. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу. Как будто и не было вовсе дороги, ни шоколада! Как братьям найти дорогу домой?»

Или: «Приключения котенка», «Жила на свете…», «В сказочном лесу…», «Жили(а) были(а)…».

Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И эти возможности необходимо использовать.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная (волшебная) сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на еѐ основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса [41, с.266]. Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – герой так красив, что ни в сказке сказать, ни пером описать . В повествовании часто повторяются выражения утро вечера мудренее , скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - море синее , лес дремучий и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурѐнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звѐзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лѐтчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы [42, с.37]. В народном языке эти выражения насыщены определѐнным содержанием. Вороной конь - это чѐрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чѐрный цвет с отливом, чѐрный до блеска. Если этим словом ребѐнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребѐнка при употреблении народных выражений вне их содержания, по слуху . Это создаѐт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в живой разговорной речи. Например, конь вороной , мороз трескучий , стрелец-молодец , видимо-невидимо , мастер на все руки и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Фамилия автора: C. ПИЛЮГИНА

Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/skazka-kak-sredstvo-razvitiya-emocionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta-1012127, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/12/skazka-kak-sposob-razvitiya-myshleniya-detey-doshkolnogo, http://articlekz.com/article/11652

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ангина у детей фото во рту лечение

Герпесная ангина – причины, симптомы, лечение далее...

Таблетки от аллергии при грудном кормлении

Выносив и родив ребенка, его мама частично далее...

Микрополяризация головного мозга детям цена

Микрополяризация головного мозга Микрополяризация головного мозга представляет собой новый высокоэффективный далее...

Популярные статьи

Интересно