Главная » Средства для детей

Развитие речи детей средствами развития мелкой моторики

Просмотр: Главная Логопедам Обмен опытом Консультация для родителей: Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультация для родителей: Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы. скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения.

Упражнения в перекладывании предмета.

1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 -руки в стороны -вдох; 3-4 -руки вниз перед собой (или за спину, мешочек переложить в левую руку -выдох. То же, мешочек в левой руке.

2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 -руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 -руки в стороны, ногу опустить; 4 -исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны -вдох; 2-3 -наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку -выдох; 4 -и. п. То же, наклон к правой ноге.

4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом) .

5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 -подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 -то же. То же, мешочек в левой руке.

6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 -подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 -подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.

10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой

11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Ильясова Таслима Мирзаевна,
учитель-логопед,
МАОУ школа №37 городского округа
г. Уфа, республика Башкортостан

Статья на тему: Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Денк Татьяна Николаевна

МКДОУ Краснозерский детский сад №5

Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми первой младшей группы. Поставила цель - развитие мелкой моторики детей посредством сочетания традиционных и нетрадиционных методов и приёмов. При построении системы своей профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики дошкольников я опиралась на следующие принципы:

- Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.

Работа строится с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Для реализации поставленной цели в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я создала среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Создавая развивающую среду, я учитывала и такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, различные шнуровки и пазлы. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

Методика, используемая мною в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий. Кроме этого использовала личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач), интегрированную систему, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.

При разработке нетрадиционных приёмов я изготавливала пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность, экономическая выгода и общедоступность. По сравнению с традиционными приемами, нетрадиционные, в большей степени, развивают творческий потенциал и фантазию. Практическое применение данных приёмов в работе с детьми осуществлялась по этапам, упорядочивая процесс развития мелкой моторики и повышая его эффективность:

1 этап – развитие движений кистей рук;

2 этап - развитие различных типов захватывания;

3 этап - развитие соотносящих действий;

4 этап – развитие подражательных движений рук;

5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.

Особенность работы заключается в том, что я приступала к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально. Такое поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений позволило последовательно развивать разные движения рук детей, способствовало активному познанию ими окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.

Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями осуществляла через использование традиционных и нетрадиционных форм – родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь», консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми по развитию мелкой моторики». Проводила мастер – класс « Использование игр в домашних условиях», что позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки. В процессе всей деятельности я осуществляла тесное сотрудничество со специалистами и педагогами детского сада. Совместно с ними проводила развлечения, досуги. консультации. Я уверена, что только полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало мне возможность добиться положительных результатов в работе по развитию речи дошкольников.

По теме:

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей.

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр.

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по развитию.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом.

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук.

Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к пластилинографии, я объясняю это её большими воспитательно - обра.

Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя.

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи.

Кравченко Екатерина Васильевна, воспитатель МКДОУ ЦРР – детского сада №10 г. Россоши приняла участие в конкурсе «Педагогический дебют – 2016» В рамках конкурса она подготовила открытое занятие, социальный проект, написала эссе и теоретический материал из опыта работы. 05.04г. в Молодежном центре прошло закрытие конкурса, где Екатерина Васильевна получила грамоту за участие в конкурсе.

11.02г. в детском саду прошел открытый показ непосредственно образовательной деятельности в двух группах.

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе №1 на тему «Магазин игрушек» провела воспитатель первой квалификационной категории Поддубная Анна Ефимовна. Занятие прошло на высоком уровне. Были использованы инновационные и здоровьесберегающие технологии.

НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Водичка – водичка…» провела воспитатель первой квалификационной категории Бондаренко Антонина Васильевна. Игровые технологии и фрагменты экспериментирования были включены воспитателем в это мероприятие. Занятие получило высокую оценку педагогов детского сада.

Полезные ресурсы

Официальный сайт Министерстваобразования и наки РФ

Федеральный портал Российское образование

Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Оригами как одно из популярных средств развития мелкой моторики у детей с речевыми проблемами

Количество детей в ДОУ с речевыми нарушениями всегда было и есть значительно. Особенность работы детей в группах с речевыми проблемами определяется неполной сформированностью других процессов, связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, артикуляции и мелкой моторики пальцев. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе, общедвигательной и ручной. Овладевая рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует проявлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Дошкольный возраст – период создания у ребёнка предметно-действенного мышления. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками и действиями. Развитие мелкой моторики – необходимая часть практически любых систем воспитания детей дошкольного возраста. Основной задачей семьи и ДОУ, наряду с вопросами воспитания и обучения, является задача сохранения здоровья детей. Коррекция развития мелкой моторики рук не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма, физического и психологического состояния организма. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного навыка, так и на укрепление здоровья ребёнка и на развитие его «ручной» умелости. Речь идёт об организации всей жизни ребёнка таким образом, чтобы в повседневной жизни развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти – ведь известно, что анатомически около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает моторная зона кисти руки. Кисть руки рассматривается как орган речи, такой же, как артикулярный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии развития способностей движения пальцами на развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикулярный аппарат, но и развивать двигательные способности пальцев рук или мелкую моторику.

В работе с дошкольниками в рамках развития мелкой моторики я много лет использую оригами. А чтобы воспитанникам было интереснее выполнять эти задания, дополняю занятия оригами короткими стихами для детей, синхронизируя складывание бумаги с проговариванием текста. Складывание фигурок из бумаги давно вошло в практику работы нашей группы, которую посещают дети с речевыми проблемами. Это занятие популярно среди детей и педагогов и любимо ими. Многочисленную коллекцию поделок мы использовали в качестве объёмных элементов в настенных панно и настольных композициях и играх, театрализациях сказок. Детям нравится заниматься оригами, у них возникает чувство удовлетворения от работы, желание сделать ещё что-нибудь, и обязательно замечательно. Вместе с детьми мы стараемся придать каждой работе законченный вид. Панно, выполненное в технике оригами, помогает детям закреплять материал по лексическим темам: «Домашние и дикие животные», «Животные и их детёныши», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы». Эти работы мы выполняли так же, синхронизируя складывание фигурок из бумаги с проговариванием коротких стихов.

Изготовлением поделок оригами занимаемся с детьми в свободное время по 5-10 минут, учитывая настроение и желание детей. Синхронизируя складывание фигурок оригами с проговариванием текстов стихов, скороговорок, считалок, у детей параллельно с развитием мелкой пальцевой моторики развиваются внимание, память, речевые навыки. Совместная работа приносит всем огромное удовольствие, радость от общения. У детей появилась ответственность за успех дела, сформировалась целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий детьми оригами у детей развивается пространственное воображение, внимание, речь, развивается творческий потенциал. Ведь занимаясь оригами, многие, как дети, так и взрослые, начинают придумывать свои оригинальные модели. В построении занятий оригами необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, делать так, чтобы занятия оригами были интересными и увлекательными для них. Оригами – прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее внимание детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций. По древнему японскому поверию, нужно собрать тысячу бумажных журавликов, чтобы больной человек снова стал здоров. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми, в семье, в детском саду, школе, психологических центрах. Оригами – это радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение.

Источники: http://logoportal.ru/statya-14461/.html, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/70058-sredstva-razvitiya-ruki-doshkolnika-2, http://mkdou10.rossoshsad.ru/metodcopilka/metodicheskie-materialy/14-origami-kak-odno-iz-populyarnykh-sredstv-razvitiya-melkoj-motoriki-u-detej-s-rechevymi-problemami

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Внутренняя ветрянка у детей симптомы

Ячмень на глазу у ребенка – частое, далее...

Крем после укусов комаров для детей

Что делать после укуса комара? или Как далее...

Цедекс суспензия детей аналоги

Цедекс: отзывы, аналоги, инструкция, где далее...

Популярные статьи

Интересно