Главная » Средства для детей

Развитие речи детей средствами художественной литературы

Роль учителя в развитии речи младших школьников средствами художественной литературы

by irenshel on вт, 06/02/2015 - 15:30

В развитии речи младших школьников очень важно уметь грамотно использовать тексты художественной литературы, не ограничиваясь теми, что включены в программу. Чтение произведений литературной детской классики открывает возможности для развития эстетического вкуса ребёнка, приобщает его к словесному искусству, формирует правильную речь. Именно через чтение книг (первоначально – слушание чтения взрослого) дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. При ознакомлении младших школьников с художественной литературой на уроке проводится целостный анализ произведений, а также выполняются творческие задания. Это благоприятно влияет на развитие поэтического слуха, чувства языка, стимулирует словесное творчество детей. Главный результат – сформированное умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.

В нашем учебно-воспитательном комплексе учителя начальных классов могут и должны сотрудничать с воспитателями группы продлённого дня. Воспитатели, конечно, читают с детьми, но чаще всего ограничиваются воспитательными и познавательными возможностями детской книги. Совместно с учителем они могут составить список произведений, необходимых для чтения детям именно этого класса, разработать вопросы и задания, которые усилят эмоциональное и воспитательное воздействие выбранного текста.

Главным условием осуществления эффективного руководства развитием речи младших школьников средствами литературы является, прежде всего, коммуникативная воспитанность, начитанность и образованность самого взрослого. Овладение культурой общения, культурой речи, неустанное её совершенствование являются профессиональной обязанностью педагога. Прежде чем приступить к развитию речи обучающихся, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи.

Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в руководстве детским чтением, в покупке книг для детей, формировании домашних библиотек. Одним родительским собранием с лекцией об организации домашнего чтения здесь не ограничиться. Учитель просто обязан участвовать в образовании родителей, а значит и искать формы работы с конкретными родителями. Это могут быть Круглые столы , театрализованные постановки произведений детской классики, мини-конференции, викторины по прочитанным книгам, произведениям одного автора и т.д.

Учитель начальной школы должен быть не только грамотным, но и самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения. Он не только реализует задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Он должен стать консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания, социологом, быстро и точно реагирующим на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психологом, наблюдающим за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

На современном рынке издательской продукции часто приоритет отдаётся зрелищности, красочному оформлению, а не содержательной стороне детских книг. Многие тексты зарубежных авторов даны в переводе не самого лучшего качества. Перед взрослыми стоят сложные задачи: 1) отобрать из моря детской литературы такие тексты, которые актуальны именно для этих детей, в данное время; 2) каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить юных слушателей эмоциональным отношением к персонажам, их чувствам, поступкам, лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. Для этого самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, необходимо понять и почувствовать его, расставить смысловые акценты, проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, учитель должен владеть техникой чтения и рассказывания: чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности. Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, а именно тогда, когда ребёнок становится способным слушать. Этот канал восприятия доминирует у дошкольника, но и первоклассники любят и ждут, чтобы взрослый просто взял книгу и в доверительной спокойной обстановке почитал что-нибудь интересное.

Проект-презентация на тему Развитие речи детей с ОНР средствами художественной литературы

Чтение рассказов, сказлк, стихов о насекомых.

Л.Квитко «Жучок», В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»,

В.Бианки «Приключение муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»,

С.Аксаков «Аленький цветочек» и др.

Рисование: «Муравей идёт в муравейник», «Стрекоза».

Лепка. «Божья коровка», «Насекомые» из природного и бросового материала и пластилина.

Ручной труд. декорации к постановки сказки.

Чтение рассказов, сказок, стихов о цветах:

А.Толстой «Колокольчик», Е.Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»,

Е.Серова «Ландыш», Гвозди-ка», «Незабудка», М.Пришвин «Золотой луг»,

из книги Т.А. Шорыгиной «Злаки. Какие они?», «Цветы. Какие они?» и др.

стихи: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза, А.Блок «На лугу»,

стихотворения Василёк» из книги Т.А.Шорыгиной «Цветы. Какие они?» и др.

Рисование. «Одуванчики в траве», «Цветущая весна» (коллективная работа),

«Весенняя веточка», «Расцвела черёмуха»

Конструирование: «Цветы» (оригами).

Аппликация. по рассказу В.Пришвина «Золотой луг».

«На весенней полянке» (коллективная работа) (бабочки + цветы).

Ручной труд: изготовление декораций к спектаклю

«Красивые тюльпаны» (оригами),

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Красная шапочка

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д. наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

1. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги), посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке.

3. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».

Тематический контроль «Ознакомление дошкольников

с художественной литературой»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Источники: http://vuvk.ru/node/909, http://infourok.ru/proektprezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-detey-s-onr-sredstvami-hudozhestvennoy-literaturi-713537.html, http://xn--80adgbbc8fhn.xn--p1ai/index.php/metodicheskaya-rabota/155-materialy-k-pedsovetu-po-khudozhestvennoj-literature

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Анализ мочи больного ребенка

Общий анализ мочи Общий далее...

Симптомы менингита у детей 2 лет

Менингит у детей: симптомы, признаки, лечение менингита у далее...

Школа творческого развития детей

Школа творческого развития детей «Пчелка» для детей далее...

Популярные статьи

Интересно