Главная » Способности ребенка

Задатки способности ребенок рождается

Задатки и способности

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности - это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки - это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;
  1. одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Как развивать способности у ребенка?

Каждый из родителей желает видеть своего ребенка талантливым, успешным, умным, сильным.

Откуда берутся способности и как их развить?

Рассмотрим, каково соотношение биологических и социальных факторов в развитии ребенка. В современной научной литературе о роли биологических и социальных факторов в развитии человека есть два подхода к решению этой задачи.

Одни авторы утверждают, что развитие ребенка целиком обусловлено генами или биологическим фактором.

Другая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта проблема получила название пансоциологизм. Рассматривая эту проблему, мы понимаем, что в индивидуальном развитии ребенка различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период – это период внутриутробного развития эмбриона.

Будущие родители должны знать, что уже на ранней стадии эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК.

Каждый из вас является носителем специфического индивидуального набора, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека переходят из поколения в поколение на основе законов наследственности. Ребенок наследует от своих родителей цвет волос, особенности скелета, цвет кожи и химическую активность клеток. Есть точка зрения, что по наследству от родителей передаются такие способности, как вычисление больших цифр в уме, склонность к наукам, изобразительному искусству и т.д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения является та, согласно которой передаются не способности, а задатки, которые могут реализоваться только в определенных условиях. К примеру, ребенок рождается с большими задатками художника, условием реализации их в способности может быть только развитие этих задатков. Вы замечаете, что ребенок увлекается рисованием, но вас больше интересует медицина, поскольку в семье все медики, и Вы хотели бы в своем ребенке видеть продолжателя традиций медицинской династии. Что делают родители? Они игнорируют художественные задатки ребенка, которыми его наделила природа, и начинают навязывать любовь к медицине (к примеру). А у ребенка нет задатков быть медиком. Исходя из своего желания видеть в нем гениального врача, родители заставляют идти по пути, который у ребенка не вызывает интереса. Обучение для него становится трудным и неинтересным. В результате человек, получив диплом врача с задатками художника, не может реализовать себя как врач, он не получает удовольствие от своей профессии, чувствует себя несчастным, не знает, как и что изменить в своей жизни. Другой путь тоже не находят, поскольку пропущен срок развития задатков в детском возрасте.

Если задатки не развивать, то способности, разумеется, не появятся. Важно развивать задатки своевременно, начиная с раннего детского возраста.

Долгое время практикуя работу с человеческим сознанием, я пришел к выводу, что перспектива у человека, пропустившего время реализации своих задатков, не так уж и трагична. Развить свои способности возможно, несмотря на возраст, но лучше, конечно, как можно раньше задуматься над способностями.

Современные технологии психоанализа позволяют решать любые задачи по развитию способностей, помогая человеку вернуть свое предназначение в жизни, быть счастливым, вновь обрести смысл жизни.

Способными не рождаются. Способными становятся

У каждого ребенка есть задатки. Из них могут развиться, а могут и не развиться способности. Главным условием развития способностей является познавательная потребность. И если способности от природы никому не даются, то познавательной потребностью награжден каждый. Не дать пропасть этому дару – главная задача родителей.

Если какие-либо способности развиты очень хорошо, то можно говорить об одаренности. Однако дети становятся одаренными не потому что им больше дала природа, а потому что они в большей мере сумели реализовать себя. То есть больше своих задатков превратили в способности.

Все способности имеют общую основу – умственную. Этим и объясняется смысл фразы талантливый человек талантлив во всем . Как правило, способности проявляются сначала как бы широким фронтом, а со временем обнаруживается некая их специализация. Но возможна и обратная ситуация. Например, доказано, что музыкальные способности проявляются до 3 лет, правда для них необходимы специальные условия — ребенок должен быть окружен звуками, песнями, мелодиями. Именно поэтому талантливые музыканты и исполнители чаще всего рождаются в семьях композиторов или, как минимум, любителей музыки. После 3 лет развитие музыкальных способностей возможно, но затруднительно. О существовании же какой-то еще одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет.

Чтобы способности развились, нужно одно обязательное условие – деятельность должна приносить удовольствие. Поэтому занятия без желания ребенка либо бесполезны, либо даже вредны. Вот почему у одного ребенка способности развиваются, а у другого так и остаются на уровне задатков, и учеба для него становится кошмаром. Необходимо собственное стремление к познанию. Эта познавательная потребность, а в дальнейшем и умственная деятельность должны развиваться на фоне положительных эмоций – удовольствия или даже восторга.

Мы, взрослые, зачастую блокируем познавательную потребность своих детей с первых лет. Во-первых, ругаем за сломанные игрушки. Наверное, нет на свете ни одного родителя, который бы не пожурил за это ребенка или хотя бы при нем не расстроился. А этого делать категорически нельзя. Если ребенок сломал игрушку, то виновата фирма-производитель, но никак не малыш. Ломая игрушку, малыш проявляет свой исследовательский интерес к вещам, удовлетворяет ту самую познавательную потребность. Наказать его за это — значит, отбить охоту к познаниям.

Во-вторых, очень часто, занимаясь с ребенком, взрослый отвлекается либо на телефонные разговоры, либо на телевизор, либо еще на что. В результате у ребенка формируется рваное внимание, то есть он не может сосредоточиться. Неудивительно, если в дальнейшем у него возникнут трудности с учебой.

Третий фактор, и самый главный, - познавательную потребность губит принуждение. В нас с детства вдалбливают: ученье – это долг, исполнение обязанностей. Многие поэтому искренне убеждены, что это тяжкий труд. И если у ребенка не ладится в школе, то его начинают стыдить и наказывать. Как следствие, ребенок не хочет туда ходить. А ведь интеллектуальная деятельность должна быть одной из самых ярких радостей жизни. Поэтому с началом школьного обучения развитие способностей у многих детей фактически останавливается. И учиться им с годами становится все трудней.

Кстати, этим объясняется тот парадокс, что во взрослой жизни двоечники и отличники зачастую меняются местами. Старательная девочка, получающая в школе одни пятерки, остается неспособной и посредственной, так как училась из прилежания и без удовольствия. А двоечник, занимаясь вне школы любимым делом, развивает свои способности и достигает больших успехов в выбранной затем профессии. Эта закономерность лишний раз доказывает, что школьные оценки никак не характеризуют способности. Здесь правда не надо умалять достижения тех отличников, которые все школьные годы учатся на ура , получая высокие отметки за действительно глубокие и всесторонние знания.

И, наконец, еще один немаловажный фактор — это отношение к познанию самых родителей. Какие интересы ими движут - потребительские или духовные? Если в семье никто не читает, то и ребенок, скорее всего, чтение не полюбит. Если все часами сидят перед телевизором, то и для ребенка это будет главный досуг. Познавательная потребность ведь до конца не уничтожается. Она остается, но в извращенном виде. У одних это выражается в коллекционировании, например, зажигалок и фантиков. Другим ее заменяет чтение детективов и решение кроссвордов. Третьи же проявляют интерес к чужой жизни, их занимают сплетни, интриги, скандалы. Все это печальные искажения уникального дара. Поэтому пока не окрепла в ребенке любовь к самостоятельной умственной деятельности, нужно, чтобы учение для него было радостью.

Детское питание для Вашего ребенка:

Источники: http://kak-bog.ru/zadatki-i-sposobnosti, http://doctorpsy.ru/catalog/resources/statyi/kak-razvivat-sposobnosti-u-rebenka.html, http://www.bebi.ru/advice/psihologiya/sposobnyimi-ne-rozhdayutsya-sposobnyimi-stanovyatsya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лечение аллергии при грудном вскармливании

Аллергия у кормящих женщин Обострилась аллергия у мамы в далее...

Осмотр кожи слизистых оболочек детей

Схема проведения общего осмотра представлена ниже в виде далее...

Недорогой антибиотик для детей суспензия

Антибиотики при ангине Одним из далее...

Популярные статьи

Интересно