Главная » Способности ребенка

Выявление способностей детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Елена Берсенева
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Общение с взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые. А. П. Юсупова, Выготский Л. С. Д. Б. Эльконин, Брунер Дж. С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева, В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева и многие другие.

В период старшего дошкольного возраста игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками – это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной проблеме.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев, как практика развития (С. Л. Рубинштейн, как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин, как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец, как детская традиция (В. С. Мухина, как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер, как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон, как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Mud, признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка .

Свое особое место в этом плане занимают традиционные игры. подвергнувшиеся психологическому анализу (С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева, педагогическому изучению (В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева). Традиционные игры своими корнями уходят в древнейшие слои социокультурной истории и являются общечеловеческим культурным достоянием. Они заключают в своем содержании и транслируют особенности жизни и быта. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в дошкольном возрасте .

Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением. не у всех

детей старшего дошкольного возраста сформированы коммуникативные способности. соответствующие возрастной норме .

Таким образом, сложилось противоречие. между необходимостью развития коммуникативных способностей и низким уровнем развития коммуникативных способностей детей .

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования. каковы условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста ?

Цель исследования. изучить условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Объект исследования. – развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста .

Предмет исследования. – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами игры .

Задачи. 1) Изучить сущность понятия коммуникативные способности ;

2) Выявить уровень коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста ;

3) Подобрать игры на формирование коммуникативных способностей старших дошкольников ;

Гипотеза исследования. своевременная диагностика позволяет выявить уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и на этой основе создать условия, которые позволят повысить уровень развития коммуникативных способностей детей .

Теоретической основой исследования проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в трудах таких авторов как. М. Лисиной, Е. Смирновой, Т. Репиной и других. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были исследованы следующие методы исследования :

- анализ психолого-педагогической литературы по изученной проблеме;

Экспериментальная база. детский сад №3 «Березка». город Навашино, Нижегородской области, старшая возрастная группа. В эксперименте приняло участие 15 человек, дети в возрасте от 5 ,5- 6 лет.

Значимость исследования состоит в том, что в работе изучены теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в трудах отечественных авторов, определены показатели и критерии сформированности коммуникативных способностей детей. Подобраны и апробированы методики по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, материалы проведенного исследования могут быть использованы для практического применения в работе воспитателей.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Публикации по теме:

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов.

Учим детей общаться Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение.

Приглашаем педагогов дошкольных учреждений и их воспитанников принять участие в открытом Всероссийском турнире способностей РостОК для детей старшего дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет

Что такое турнир способностей «РостОК»?

Турнир способностей – это интеллектуальное соревнование для детей старшего дошкольного возраста, главная цель которого состоит в выявлении ребят, обладающих высокими интеллектуальными способностями, поддержании познавательной активности старших дошкольников.

Турнир способностей «РостОК» состоит из трех самостоятельных этапов:

  • «РостОК-SuperУм» - первый этап турнира способностей «РостОК».
    Этап направлен на выявление уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
  • «РостОК - UnikУм» - второй этап турнира способностей «РостОК».
    Этап направлен на выявление кругозора, знаний об окружающем мире дошкольников.
  • «РостОК -IntellectУм» – третий этап турнира способностей «РостОК».
    Этап направлен на выявление уровня интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Кто осуществляет руководство турниром?

Подготовку и проведение турнира осуществляет Оргкомитет, который организует разработку, экспертизу и апробацию заданий. Для данной работы организационный комитет привлекает специалистов соответствующего уровня квалификации.

Оргкомитет предоставляет организаторам турнира в дошкольных учреждениях методические материалы по проведению этапов турнира (инструкции для организаторов, инструкции по проведению этапа турнира, задания, инструкции к заданиям, критерии для проверки заданий, пошаговый график этапа турнира и др).

Кто может участвовать в турнире?

Во всех этапах могут участвовать воспитанники старших подготовительных групп дошкольных учреждений 5-6 и 6-7 лет.

Как проводится турнир?

Турнир проводится в дошкольных учреждениях, подавших заявку на участие в нем. В назначенный день ребята выполняют задания. Для того, чтобы участие в турнире не воспринималось как тестирование или экзамен, как правило, он проводится в форме интеллектуального праздника.

Кто проводит Турнир?

Турнир проводят педагоги дошкольных учреждений, воспитанники которых являются участниками турнира.

Какова особенность заданий?

Задания этапов турнира представлены набором упражнений, направленных на определение уровня развития познавательной сферы детей, широты кругозора, предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешного обучения в школе.

Все задания разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, соответствуют тематике отдельного этапа, не зависят от программы, которая реализуется в дошкольных учреждениях, их выполнение не требует от участников умения читать и писать.

Кто проверяет работы?

Проверка работ осуществляется педагогами дошкольного учреждения, в котором проводился турнир, в соответствии с предъявленными оргкомитетом критериями.

Что дает проверка работ педагогам?

Возможность получить диагностический материал для выявления интеллектуального уровня детей, участвующих в турнире. К каждому заданию дается спецификация. По результатам анализа выполненных заданий, педагог сможет увидеть успешное или проблемное поле своей работы. А еще, педагоги получат опыт работы в качестве экспертов турнира (педагоги, участвующие в проверке работ получают сертификаты).

У каждого этапа турнира есть свои символы – забавные человечки УМки, носящие шапочки магистров. С ними никогда не скучно. УМки сопровождают ребят в течение всего турнира, вместе с участниками выполняют занимательные задания, помогают будущим школьникам стать внимательными, творческими и самостоятельными.

У помощников есть имена. На первом этапе «SuperУм» ребят сопровождают суперУМки, на втором этапе «UnikУм» - уникУМки, на третьем этапе «IntellectУм» - вместе с ребятами работают интеллектУМки.

А еще, Турнир – это настоящий праздник! Ведь он проводится на вашей территории, а значит в наших с вами силах сделать его настоящим событием, в котором будет проходить битва «умов»!

Турнир – это место пробы способностей и возможностей, которое для своих воспитанников можете организовать вы, уважаемые педагоги!

График проведения этапов турнира

Цель обращения в АСИ

  • Преодоление административных и бюрократических барьеров
  • Методологическая поддержка
  • Информационная поддержка

Краткое описание проекта

Авторами проекта разработана система выявления и индивидуального развития способностей детей. Деятельность педагогов осуществляется при помощи средств диагностики, фиксирования результатов, разрабатываемых развивающих программ, программ информирования родителей. На основании анализа обнаруженных задатков педагог совместно с родителями составляет, с учетом мотивации и склонностей ребенка, наиболее оптимальную траекторию образовательного лифта для его творческого и профессионального развития. Данные об индивидуальном развитии ребенка сохраняются в Диагностической карте, которая содержит информацию о развитии способностей ребенка с раннего возра.

Авторами проекта разработана система выявления и индивидуального развития способностей детей. Деятельность педагогов осуществляется при помощи средств диагностики, фиксирования результатов, разрабатываемых развивающих программ, программ информирования родителей. На основании анализа обнаруженных задатков педагог совместно с родителями составляет, с учетом мотивации и склонностей ребенка, наиболее оптимальную траекторию образовательного лифта для его творческого и профессионального развития. Данные об индивидуальном развитии ребенка сохраняются в Диагностической карте, которая содержит информацию о развитии способностей ребенка с раннего возраста до окончания школы. Информированность родителей и их ребенка, достигшего возраста 15-16 лет, о сильных сторонах его личности помогает сделать осознанный выбор будущей профессии и дальнейшего образования.

Эффекты от реализации

    Талантливые, одаренные люди являются главным ресурсом инновационного развития, способным раскрыть для государства и общества перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного становления. Поэтому забота об одаренных детях сегодня - это забота о будущем развитии нашей науки, культуры и качестве жизни всего гражданского общества.

Конкурентные преимущества

  • Проект успешно реализуется на инициативной основе с 2009 года. В эксперименте участвуют более 200 образовательных организаций Чувашской республики.
  • Авторами проекта создана уникальная технология наблюдения, фиксирования и сохранения информации об индивидуальном развитии детей с раннего возраста до окончания школы.

Меры поддержки

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-komunikativnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-igry.html, http://www.turnir-dou.ru/, http://asi.ru/projects/7463/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как проявляется корь у детей симптомы фото

Фото кори у детей и взрослых Симптомы далее...

Откуда берут кровь на сахар у детей

Анализ крови на сахар: далее...

Можно ли ребенку давать воду медом

Просмотры: 13 212 Можно ли мед детям до далее...

Популярные статьи

Интересно