Главная » Способности ребенка

Возрастная динамика проявлений способностей ребенка дошкольного возраста

§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Известный психолог Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие.

Итак. способности - это индивидуально-типологические особенности человека. определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний. формирование умений и навыков. Способности делятся на общие и специальные. т.е, общими являются. память ребенка. его наблюдательность. воображение. а специальные это музыкальных слух. склонность к изобразительной деятельности. если ребенок обладает литературными талантами .

Уже с раннего детства родители могут заметить. как ребенок тяготеет к рисованию или к музыки. или еще какие – либо у него проявления существуют. Иногда дети начинают. петь и мы говорим. вот будущей певец растет. Чем больше ребенок занимается. тем видом деятельности. который ему интересен. тем больше ему хочется это делать. ему интересен не результат. а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку. а рисовать ; не построить домик. а строить его. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 летнего возраста. а раннее закладываются общие предпосылки их становления .

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач. придумать сказку или историю. создать замысел игры или рисунка. Сейчас в садах дошкольников стараются включить во все виды деятельности. ролевые игры. конструирование. труд и т.д. Все они имеют совместный. коллективный характер. а значит. создают условия для проявления и развития практических способностей. прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом. детям необходим целый ряд умений. постановка цели. планирование содержания. выбор средств для достижения цели. соотнесение полученного результата с предполагаемым. распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого. контроль за соблюдением правил. умения решать спорные вопросы без вмешательства взрослого. оценивать отношения сверстников к порученному делу .

Кроме того. в дошкольном возрасте необходимо развивать пространственное воображение. умение представлять предмет в целом и его части по плану. чертежу. схеме. описанию. а также умение самостоятельно формулировать замысел. отличающийся оригинальностью. Подчеркнем. что эти способности лежат в основе. в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы. как черчение. геометрия. физика. химия. где требуется умение представить сущность процесса. строение механизма. Самая хорошая игра для развития таких способностей. это конструирование. не важно какой материал вы выберите. сейчас в магазине богатый выбор. главное. что бы ребенку было интересно .

Для формирования способностей к воображению и фантазии. хорошо подойдет сказотерапия. художественные рисунки детей. в этом возрасте самые благоприятные условия для их развития. В любых специальных способностях включается эмоциональная окраска и восприятие окружающих.

Особое внимание. конечно. тут заслуживают одаренные дети. под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей. которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека. как правило. одаренные дети опережают своих сверстников в развитии. Одаренные дети очень любознательны. задают взрослому много вопросов. которые могут поставить его в тупик. они критичны по отношению к себе и окружающим .

Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес ).
Первая группа. это дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта. поразительной умственной активностью. ненасытной познавательной потребностью .
Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники ). По своему предмету или группе предметов ребенок может выделяться. значительно может превосходить других детей легкостью. с какой ему дается специфика материала. углубленностью интереса. готовностью усваивать и творчески участвовать в работе .

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта. не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности. но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например. необычайная память на какие-либо объекты. богатство воображения. проявляющееся в необычных ассоциациях. острая наблюдательность .

Условия развития способностей

Существует определенная возрастная динамика проявлений способностей ребенка. первое это художественная одаренность - сначала к музыке. затем к рисованию. позже к науке. причем раньше других проявляется одаренность к математике .
Заметим. что только правильно организуя деятельность ребенка. можно выявить. а затем и развить его способности. Ребенка важно включить во все виды деятельности позволить. так сказать попробовать все, не стоит зациклеваться только на музыки. если вы увидели какие то способности к ней. Как мы знаем. что все детки и танцуют и поют. куда же потом это все девается ?

Причиной этому может быть то. что всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков. и только тогда можно достичь оригинального результата. Если ребенок видит. что у него не получается. что - то он теряет интерес. или же если он видит. что уровень его работы не высок .

Взрослые должны не только поддерживать детей. но и развивать способности все больше и больше. Попробуйте объяснить ребенку. что чем бы он не занимался. нужно доводить дело до конца. даже если ему трудно .

В общении с одаренными. способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны. взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей. их стремление обсуждать взрослые темы , критическое отношение к родителям и воспитателям. когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны. одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых. ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний. эрудитов. которые знают ответы на все вопросы .

И, наконец. отметим. что именно взрослые формируют у ребенка оценку. отношения к своим способностям. к достигаемым в деятельности результатам .

Понравилось? Расскажи друзьям:

шулай бервакыт мин бэлэкэй чакта сочинение

Алмачуар * Ул яшь чакта имән кебек таза, лачын кебек үткен, арыслан кебек гайрәтле
булган, дип сөйлиләр. Менә бервакыт Чишмәдә зур сабан туе ясала.
Мин ул вакыт бик бәләкәй идем, шулай да хәзерге кебек күз алдымда тора. Олимпиадага әзерләнү өчен ярдәмлек: татар әдәбияты * Мин үзем дә, күрше малайлары да уйнап туйды сөйкемле көчекләр белән.
Ул да түгел, бәләкәй тәпиләреннән нәни тырнакларын чыгарып, көр тавыш
белән. атна-ун көн микән, юк микән – бервакыт иртүк сәер тавыш
сискәндереп уятты мине. Ә бу көзгегә ник шулай карыйсы гына килеп тора
икән?Татарская электронная библиотека: Мустай Карим * Шулай да тышы корымланып беткән бәләкәй бидрәне тутырып су кайнаттык
. Янәсе. Мин үсмер чакта ул “ерактан күрүче Әбди” иде инде. Икенче
бер вакыт Гайфулла белән Сәйфулла, кул арбасына таудай төяп, калага
каен. Катнаш никах нинди була? | Матбугат.ру * 25 Ноя 2013. Шулай итеп татар теле - аш бүлмәсе теленә әверелә, күп сүзләр югала,
телнең сыйфаты. Миңа бервакыт Челно-Вершины авылына туйга барырга
туры килде. Ул миңа: «Мин бит үзем рус кешесе, ирем татар булганга гына
телне өйрәндем. Кызы эштә чакта аш пешергән булган.Габдулла Тукай әсәрләре * Мин болай, шулай итәм, дип, төрле уй корган җирем. Хуш, гомер иткән.
Бервакыт чут-чут итеп сайрый ходайның кошлары;. Бәгъзан – кайбер
чакта.Урок №29. Основной курс | Изучаем татарский язык * Хәбир: Мин дә, кызлар, сезнең белән барыр идем, ләкин бүген вакытым юк:
концерт белән. Менә шул чакта ул Актырнакны сөйләшергә өйрәтмәкче
булды. Шулай бервакыт Зөлфия апа белән Актырнак балконга чыкканнар.Онлайн-Словарь Татарского Языка (Русско-Татарский) * все-таки - шулай да. однажды - бервакыт. тотчас - шунда ук, шул чакта
ук. юный - яшь я я - мин яблоко - алма яблоня - алмагач яблочный - алмаТатарская электронная библиотека: Шариф Камал * Промыслоларда эшләр әле кызып китмәгән, шулай да гомумән җыену
хәрәкәте башланган. Петровскида без болар белән бервакыт дөнья
куптарып тордык. Өяздә чакта, энем, минем үземнең дә менә дигән атым
бар иде, – диде. Менә бу егет монда калса, мин инде шашканы икегезгә
тапшырам.Мансур хәзрәт Батыров күз тию, сихер-бозым турында. * 22 Апр 2013. Ул бигрәк тә тәһарәтсез чакта һәм кеше курыккан, сөенгән вакытта да керә.
. Менә шулай, күз тию кешене үтерә дә. Мин нихаят терелдем,
Аллагашокер!Мансур Хэзрэт белэн энгэмэне укып мин мондый
кешелэребезне Ходай. Яшермим, узем дэ бервакыт бик авыр хэлдэ
калдым.Зыян салучыга… хөрмәт | «Мәгариф» журналы * Ә белгечләр болай аңлата: мондый чакта ачулану баланы куркыта, ә инде
сугып та. сөйләгән: «Бервакыт мин ат өстендә Пәйгамбәр галәйһиссәләм. Иман Хакыйттълэре Димәк, иман үзендә мәгънәви бер җәннәт. * Бу чакта ул малларның һәммәсе үзенең чын хуҗа-сь!на кайтыр һәм аларны
урлау да. Шулай булгач, бу күренешләр Аллаһның чиксез зур кодрәтен.
Һәр нәрсәнең бер ахыры булганы кебек үк, бу Кояш та бервакыт үзенең.
Моннан соң киләчәк кешеләр белән бергә мин дә үлеп чериячәкмен , - дап. Татарская электронная библиотека: Галимжан Ибрагимов * Икенче елга тагын чәчәрсең, шулай итеп бакчаң чәчәккә тулар, синнән
күрмәкче башкалар да шулай. Түксәләр, мин юк чакта, мин күрмәгәндә
түккәннәр; моннан соң мин сезнең. Бервакыт әллә кайсы шахта
җимерелгән,Стена | ВКонтакте * “Без яшь чакта болай түгел иде”. Үкенеч катыш ризасызлык белдергән бу
сүзләрнең никадәр тирән мәгънәгә ия булуы хәзерге заман татар туйла. Н. Бәширова исемендәге премия * Инде ничә еллар буе яшәп, иренең шулай соң кайтуына, заказларын
вакытында. Менә Лүзә әнисенең җылы күкрәгенә башын салды да: – Мин
яшисем килә. Иринаның әти-әнисе ул бәләкәй чакта ук аерылыша.
Бер кеше бервакыт ялганлап: «Сарыкларыма бүре һөҗүм итте» дип кычкыра
икән.Татар халкы һәм Татарстан тарихы. Равил Фәхретдинов * Шул чакта, ислам дине белән бергә, гарәп язуы да килеп керә. Шулай итеп,
кадерле укучылар, татар халкының һәм Татарстанның. Менә бервакыт
иртән уянып китсә, үз каршында Гунхойның элеккеге. «Мин сиңа шуны
хәбәр итәм: мин Г-р-ган елгасы беткән җирдә, Итил дигән елга буенда яшим.MILLIET: марта 2011 * 30 мар 2011. Мәсәлән, бала чакта әтигә: “Төнлә ишегалдына чыгарга куркам,”. Бервакыт
мәктәптә уйгыр дусларның татар булуыма миннән көлгәнен ишеттем.
Берәр эштә гаепләсәләр, әти тагын: “Барып әйт: без, татарлар, шулай
эшлибез. Ә анда “Мин яратам сине, Татарстан!” дигән җыр бар.Карта сайта - Смотреть онлайн на ТатБаш.Ру * Булат Зиганшин - Мин синен белэн · Флорида Исмагилова - И, кара каш.
Гузель Идрисова - Яшьнэр чакта, яшьнэгез · Рамиля и Разиля Батыровы. Татарская электронная библиотека: Мухаммат Магдиев * Өйләнү хикмәтләре нәсел буенча шулай дәвам итәр дип кем уйлаган?
Хәкимулла тыныч. Атҗабарның витсанитары Хисмәт булырмын мин!
Сезне судья. Андый чакта Миңлегали — мең кешегә биргесез егет.
Икенче бервакыт Заһриның артыннан куган яшь милиционер аның атын
эләктергән. Имеш. Өч хатын белән тормыш — Викикитап * Кәрим. Хатын башың белән шулай мыскыл иткәч, ник калмасын! Әсма (
моңаеп кына). Зинһар, әллә ниләр сөйләмәсәнә, мин сине нишләп мыскыл
итим. Онытмам. Агаларында өч мең тәңкәләп аласы бар иде, яхшы чакта
шуны. Аллаһе Тәгаләнең боерыгын тотмаганнары өчен дөньяда бервакыт
та. Яз башы * Мин унбер яшьләрдә булганмындыр, яңа гына укудан кайткан идем.
Шулай булса да, никтер аны әни авызыннан ишетәсе килә, ни дип тә әйтеп
җиткерә. Балык каптыру минем бик бәләкәй чактан ук сөйгән эшемдер.
Шул чакта яман тавыш белән күк күкрәп, яшен яшьнәп җибәргән дә, ди,
кызны яшен.

� 2016 All rights reserved. Designed by W3Layouts

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-282.shtml, http://detskij-dvorik.ru/education/preschooler/item/876-razvitie-sposobnostey-v-doshkolinom-vozraste.html, http://aubets.ru/%3Fkursovaya_rabota_po_teme_proyavlenie_odarennosti_u_detey_doshkolnogo_vozrsta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Нормы роста и веса детей до 5

Нормы роста и веса детей до года: далее...

Как быстро вылечить гнойную ангину у ребенка

Как быстро вылечить ангину Чтобы ответить на далее...

Может ли у ребенка болеть голова

Головная боль у малышей Головная боль – это не только далее...

Популярные статьи

Интересно