Главная » Способности ребенка

Виды музыкальных способностей детей

Методическая разработка по теме:
Методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Каковы же приемы и методы, которыми располагает музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с ЗУНами. Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на соседние виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит лепить из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что талантливый человек талантлив во всем . Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Литература

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1998.

См. также

Источники: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/16/metody-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostey-detey, http://azps.ru/articles/kid/razvitie_sposobnostey_u_detey.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ушиб головного мозга у ребенка симптомы

Для врачей Студентам Разное Статистика Ушиб головного мозга у детей Ушиб далее...

Грибок на коже у ребенка

Грибковые болезни кожи у далее...

Как правильно закапывать глазные капли ребенку видео

Как правильно закапать далее...

Популярные статьи

Интересно