Главная » Способности ребенка

Способность к словотворчеству развивается ребенка

§ 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других -меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года -1000-1100, в 6 лет-2500-3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью -он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно -оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них.

Как формировать у младших дошкольников способность к речевому словотворчеству

«Как формировать у младших дошкольников способность к речевому словотворчеству».

Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода. Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормального психомоторного и речевого развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития. Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы. Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа развития тех или иных функций (например, речи) могут быть наследственными. Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи.

Детям трёх лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская в построении предложений много ошибок, особенно сложных, в согласовании слов. Первые связные высказывания трёхлетних детей состоят из 2-3 фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение.

С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков: дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принеси игрушку, показать что-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним слова, песенки действующих лиц, из сказки. Вопросы, при этом, должны быть конкретными и понятными для ребёнка. (Какие игрушки ты любишь? Кто нарисован на картинке?). Педагог должен уловить смысл высказывания ребёнка, состоящего часто из одной фразы или двух, своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. При этом, большое значение имеет речь воспитателя. Она должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит ребёнок и делает должен быть интересом «всерьёз».

Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены принципы:

  • партнёрство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач; 
  • помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей; 
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; 
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

    Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются: 

  • изучение семьи; 
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; 
  • изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; 
  • просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; 
  • работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

    Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: 

  • экскурсии по детскому саду; 
  • дни открытых дверей; 
  • диспуты; беседы; 
  • круглые столы; консультации; 
  • открытые занятия; семинары; 
  • совместные мероприятия.

    Наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.


    Автор: Рожкова Ольга Викторвна

    Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Это явление изучали как в России (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. И. Ушакова и др.), так и за рубежом (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Показано, что первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества. Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.

    В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.

    К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый кризис 7 лет , наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.

    Приступая к исследованию, мы предположили, что детское словотворчество основано не только на стереотипности речевых шаблонов, усваиваемых детьми, но и на творчестве самого ребенка. При стимулировании словотворчества этот процесс не угасает.

    Нами было просмотрено 726 высказываний детей в возрасте 2-7 лет. Нас интересовало словотворчество детей, и с этих позиций мы отобрали 86 изречений. Проанализировав детские новинки, мы проклассифицировали их следующим образом:

    1) слова, возникающие по типу речевой ошибки - 25 слов (29%), например: поломатый гвоздик, умные человеки, я хохоту, две одны, едвее.

    2) слова, в которые вложен совершенно иной, скрытый от взрослых смысл - 27 слов (31,4%), (например, повара следует называть вареником, поскольку он варит, плавники - это трусы для плаванья, запугивать означает застегивать на пуговицы, а подорожник - тот, кто подметает дорожки); В других случаях противодействие речи окружающих неосознанное, т.к. ребенок не знает каких-то слов и заменяет их созвучными или хорошо ему известными. Например: хрустящая туфелька, мышцы всмятку, сухомятные черепахи.

    3) абсолютно уникальные, как по своему строению, так и по смыслу (такие слова меньше всего опираются на речевые стереотипы, усваемые детьми от взрослых. 7 слов (8,2%), например: затопырь глаза, нажмурьте сок, сова со своими совочками.

    4) слова, построенные детьми по одинаковым грамматическим правилам, интуитивно усвоенным ими из речи взрослых - 27 слов (31,4%) (грязинка по аналогии со снежинкой или пушинкой; на треньках - на четвереньках; выступательница - воспитательница и т.п).

    Проанализировав имеющуюся литературу, посвященную вопросам словотворчества, и получив данные нашего исследования, мы пришли к выводу, что словотворчество представляет собой единство подражания и творчества.

    Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. По нашему мнению, следует поощрять и интенсивно стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов.

    Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.

    Следует отметить, что словотворчество играет большую роль в повышении уровня речевого развития не только на родном, но и на иностранном языке. Поскольку важнейшим условием речевой развития детей дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решени ем других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значе ния, точность словоупотребления являют ся необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказы вание.

    ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

    Подробнее об обсуждении студенческих работ

    Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

    Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Психологические науки .

    Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

  • Источники: http://pedlib.ru/Books/6/0349/6_0349-63.shtml, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/quot-kak-formirovat-u-mladshih-doshkolnikov-sposobnost-k-rechevomu-slovotvorchestvu-quot-425738, http://www.rae.ru/forum2011/162/1445

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Сопли понос ребенка 1 год

    Здравствуйте, хочу задать вопрос о далее...

    Энцефалограмма головного мозга ребенку цена

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в Омске — цены, адреса, далее...

    Капли протаргол для детей отзывы

    Недавно у меня заболела дочка, которой далее...

    Популярные статьи

    Интересно