Главная » Способности ребенка

Роль семьи развитии способностей детей

Статья на тему:
Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков уч-ся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от творческого потенциала самого учителя.

Я постоянно в поиске. В поиске новых форм и методов преподавания.

Развитие творческого начала у детей – главное в преподавательской деятельности.

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье. Нельзя недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка. Таким образом, только в сотрудничестве с родителями можно добиться успеха. А оказать помощь родители смогут настолько, насколько будут методически просвещены в этой области. Немаловажно и то, что методическое просвещение родителей расширяет для них свободу выбора: они могут полагаться в развитии творческих способностей своего ребёнка на собственные силы, зная как никто лучше особенности его развития.

Исходя из объективных условий жизни и используя образовательные средства учебных предметов, главными целями своей работы в сотрудничестве с родителями ставлю такие:

- развитие у детей навыков самообслуживания;

-оказание уч-ся помощи в адаптации и собственной реализации в жизни;

-поддержка детей, которым становится страшно жить в непростом и непонятном окружающем мире;

-научить поддерживать в семье мир, порядок и красоту.

Общение с книгой является мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Конечно, осознать всестороннюю значимость чтения (общекультурную, развивающую, ценностно-ориентирующую) ребёнок пока не способен, но предположить на примере родителей, что чтение-это увлекательное и важное занятие, убедиться в этом на собственном опыте, дети уже в состоянии. Для этого требуется создание в доме определенных условий. Прежде всего, устройство в комнате ребёнка уголка чтения, это и игровой инструментарий для обучения чтению (кубики с буквами, разрезная азбука, буквенная мозаика и т.п.), а главное - книга для данного возраста.

Творческие работы уч-ся (выполненные совместно с детьми) - это книжки – малышки, рефераты, рисунки, ребусы, кроссворды и т.д.

Одним из путей творческого развития ребёнка, его познавательных способностей является общение с природой. Рекомендую родителям, отдыхая семьёй на природе, наблюдать за ней, не просто смотреть, а всматриваться, вслушиваться. Это способствует развитию фантазии, воображения ребёнка.

Совместная увлечённая работа с природным материалом, с пластилином, с бумагой и т.д. не только способствует творчеству, но и сближает ребёнка с родителями.

Дети стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать, с удовольствием участвуют в спорах, как с учителем, так и с классом и родителями. Они учатся отстаивать своё мнение.

Основная педагогическая позиция, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку, быть талантливее самого учителя.

В своей работе придерживаюсь правил и призываю родителей:

- не кричать на ребёнка - крик притупляет голос детской совести;

- никого ни с кем не сравнивать - уважать в ребёнке индивидуальность;

- не мешать делать неправильно;

- не объяснять всего учебного материала - не лишать детей радости самостоятельного поиска.

Использую в практике безотказные приёмы поддержки творческой, дружеской атмосферы на уроке:

-взаимное приветствие с улыбкой, одобряющий взгляд;

-прямой контакт «глаза в глаза»;

-добрая шутка – юмор прекрасно оттачивает способность мыслить;

- использование всевозможных элементов занимательности.

Главное, чтобы на уроке и дома детям было уютно, чтобы им хотелось творить.

Стимулом деятельности детей может быть и словесная оценка: «Какие вы, молодцы! Как бы сейчас порадовались папа и мама, если бы услышали вас!»

Итогом всей работы является радость в глазах ребёнка. Нет скучающих, равнодушных. Дети всегда в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Какие прекрасные слова Яноша Корчака: «И пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…»

Предварительный просмотр:

Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Голубев Михаил Викторович

Начало работы - по мере набора группы.

Практикум ГИС рекомендован для офисных сотрудников. занимающихся умственным трудом в государственных и частных компаниях, работающих в условиях высокого эмоционального напряжения. многозадачности, управленческого давления.

В ситуациях, когда симптом угрожает карьере, срывает график ипотечных выплат, ставит под сомнение текущий уровень благосостояния, необходимы четкие и простые способы решить проблемы со здоровьем и идти дальше к своей цели.

Такие задачи решает программа ГИС - Генератор Исцеляющих Состояний .

Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать.

Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка дошкольного возраста.

Как бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.

Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.

Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок смысл жизни. Или ребенок является единственным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.

Так, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/08/23/rol-semi-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostey-rebyonka, http://therapeutic.ru/soveti_detskogo_psihologa/pages/id_295, http://oduvanchik.sheledu.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialista/psikholog/69-rol-semi-v-razvitii-odarennogo-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Отек лица от укуса комара у ребенка

Здоровье детей Опухоль на лице после укуса комара Ночью укусил далее...

У ребенка потекли сопли

Лечим сопли: мнение специалистов Мы далее...

Определение уровня развития ребенка

Agdf.ru © Права далее...

Популярные статьи

Интересно