Главная » Способности ребенка

Методики диагностики универсальных творческих способностей детей

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика Солнце в комнате

Основание: Реализация воображения.
Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию нереального в
реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.


Психолог, показывая ребенку картинку: Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано . По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной .
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ( Не знаю, как исправить ,
Картинку исправлять не нужно ) - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - Солнышко на улице ) -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - Сделать из солнышка лампу ) - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ( Картинку сделать ,
Нарисовать окно , Посадить солнышко в рамку и т.д.) -5 баллов.

2. Методика Складная картинка

Основание: Умение видеть целое раньше частей.
Цель: Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал: Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано? Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает:
Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так? После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - угол , мостик ,
домик , труба , гармошка .
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.
Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ( Не знаю , Ничего не станет ,
Так не бывает ) - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ( У утки нет головы , Утка сломалась , Утка разделилась на части и т. д.) - 2 балла.
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию
( Утка нырнула , Утка заплыла за лодку ), построение новых композиций
( Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку ) и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения привязано не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ( Утка стала домиком , Стала похожа на мостик и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика Как спасти зайку

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика:
Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история.
Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть.
Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ( Зайка на шарике может улететь ) или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. Методика Дощечка

Основание: Детское экспериментирование.
Цель: Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал: Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог:
Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что- нибудь похожа. Попробуй это сделать .
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз . И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ( гараж , лодочка и т.д.), по одному баллу за каждое название.
Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Статья по теме: «Развитие творческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что же такое творческие способности ребенка в разных видах деятельности?

    Способность к песенному, музыкально игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах. Способность творческого воображения при восприятии музыки.
    Яркое видение образа Способность к быстрому «вхождению» в образ, в изображаемые обстоятельства.
    Способность развернуто, произвольно, логично и непрерывно воспроизводить текст Способность к программированности, т.е. говорящий планирует не только определённое высказывание, но и весь текст в целом Способность к определению замысла, объёму и характера высказывания.
    Способность перерабатывать разнообразные жизненные впечатления, строить сюжет, отбирать игрушки
    Способность импровизировать, перевоплощаться в разные образы, свободно вести себя на сцене.

Для того чтобы вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей в ДОУ, я изучила и провела отбор методической литературы, программ, технологий, методик. Выделю несколько из них:

    Программа О.Хухлаевой, О.Хухлаева, И.Первушеной. Включает в себя игры на развитие творческой активности, театрализованные игры, игры имитации Пособие О.А.Соломенниковой «Радость творчества», которое включает в себя авторскую программу развития художественного творчества детей 5-7 лет. Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности: художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной; в основе которой лежит ознакомление с искусством, как классическим, так и народным. Программа художественного воспитания И.А.Лыковой «Цветные ладошки» включает в себя задачи художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Пособие С.К.Конохина, Е.А.Панова «Сделаем жизнь наших малышей ярче, где предложены технологии нетрадиционного рисования. Пособие А.М.Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников по изобразительной деятельности, где предложены технологии развития творческого воображения, использование ТРИЗ. Технологии развития связной речи дошкольников. Авторы: Татьяна Александровна Сидорчук, Николай Николаевич Хоменко. Содержание данных технологий:
    Обучение детей созданию образных характеристик объектов. Составление дошкольниками рифмованных текстов. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
    Программа «Ладушки». Автор: И.А.Новоскольцева. цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности.

Чтобы работать с детьми над развитием творческих способностей, нужно выявить уровень творческих способностей в ДОУ. Одним словом – найти материалы для мониторинга. Я остановилась на диагностике.

    В.Синельникова, в Кудрявцева. «Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей».
    Методика «Солнце в комнате». Основание: Реализация воображения. Методика «Складная картинка» Основание: Умение видеть целое раньше частей. Методика «Как спасти зайку». Основание: Надситуативно -преобразовательный характер творческих решений. Методика «Дощечка» Основание. Детское экспериментирование.
    П.Торанс, О.И.Чехонина «Диагностика образной креативности» (основана на изобразительной деятельности «Дорисовывание фигур»)

На основе этого передо мной, как старшим воспитателем встала задача создать условия и помочь педагогам организовать работу по развитию творческих способностей в ДОУ.

Для этого предлагается ряд мероприятий:

    Проведение лектория для педагогов ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей ребенка» через форму консультации.

«Что такое творческие способности?»

«Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Развитие творческих способностей в процессе исследовательской деятельности».

«Психология творческих способностей»

«Современные подходы в развитии музыкально-творческих способностей».

    Организация мониторинга. Организовать практикум, т.е. просмотр открытых занятий по теме: «Развитие творческих способностей в разных видах деятельности».

Посещение занятий по разным видам деятельности.

    Апробирование программ, технологий, методик по развитию творческих способностей по разным видам деятельности. Сотрудничество семьи и детского сада.
    Консультации на родительских собраниях, информационные листы, папки-передвижки на тему: «Ребенок и творчество».

    Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

    Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.

    Анализ теоретических представлений психологов и педагогов о воображении детей дошкольного возраста в целом, и их творческом воображении в частности, об особенностях развития воображения дошкольников в разные этапы их жизни (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Н.И. Стрелянова, Е.Е. Кравцова, Н. Захарюта, Д.Б. Менджерицкая, Е.Е. Сапогова, В.Н. Дружинин, А. Лосева и др.) показал актуальность вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития творческого воображения у дошкольников. В рамках изучения данной темы нами были рассмотрены особенности творческого воображения у детей-дошкольников, а так же проблема психолого-педагогических условий развития творческого воображения детей.

    Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 49 г. Саранска. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. С целью определение уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста, использовались методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, разработанных В. Синельниковым и В. Кудрявцевым, а так же методика Дорисовывание (Дж. Гилфорд и Е. Торренс).

    Согласно проведенным исследованиям уровень развития творческого воображения детей 4-5 лет находится на низком и среднем уровнях. Большинству детей свойственны однообразные ответы, неспособность выйти за рамки данной ситуации, трудности в понимании инструкции, высокая отвлекаемость и истощаемость внимания, повышенная утомляемость.

    Все это свидетельствует о том, что существует необходимость в проведении психолого-педагогической работы, направленной на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

    Повышение уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет возможно при условии организации специальной психолого-педагогической деятельности в данном направлении. Для организации этой деятельности возможно использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования, в частности, таких техник как печать от руки , набрызг , монотипия , печатка , кляксография , рисование по сырой и по мятой бумаге, цветные ниточки , тампонирование , рисование свечой и пр. Работа по развитию творческого воображения будет наиболее эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

    1) проведении целенаправленных систематических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;

    2) организации работы с детьми в блоках совместной и самостоятельной деятельности;

    3) поэтапной организации деятельности в данном направлении;

    4) активном использовании в процессе организации и проведения психокоррекционных занятий с детьми разные формы деятельности (игру, конструктивную деятельность, наблюдение за объектами и др.). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции как реконструкция на базе включения , позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов;

    5) создании условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения детей.

    Таким образом, комплексная оценка показателей, характеризующих творческое воображение, а также целенаправленная работа по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования позволяет создать научно обоснованную систему формирования творческого воображения у дошкольников.

    ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

    Подробнее об обсуждении студенческих работ

    Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

    Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Психологические науки .

    Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Источники: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/33-diagnostika-intellektualnogo-umstvennogo-razvitiya-detej/576-diagnostika-tvorcheskix-sposobnostej-u-detej-4-5-let, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69508-razvitie-sposobnostej-doshkolnikov-v-dou-2, http://www.rae.ru/forum2011/12/1447

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Зуд при ветрянке у детей что делать

Домашние средства от ветряной оспы Ветряная оспа, которая в просторечии далее...

Зеленые сопли кашель температура ребенка

ПОМОГИТЕ. Высокая температура у ребенка. Что делать. далее...

Народные средства орви детей

Форум родителей: Народные средства против гриппа Обсуждение вопросов детского далее...

Популярные статьи

Интересно