Главная » Способности ребенка

Координационных способностей у детей с

В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта координационных способностей [3].

Координационные способности (КС) могут рассматриваться как один из важнейших компонентов двигательных способностей. Согласно определению Л. П. Матвеева (2008), это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели [16]. Особенно важно формирование таких способностей для детей с умственной отсталостью, которые по физическому развитию, как правило, значительно отстают от здоровых сверстников. Причем это отставание зависит не только от органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и наличия вторичных нарушений, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. С. Б. Нурзулаев (2002) отмечает, что для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей, несформированность точных и согласованных движений частей тела и пальцев рук [10]. Согласно исследованиям Горской И. Ю. возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [4].

По мнению З. И. Кузнецовой (2006) КС определяются подвижностью и уравновешенностью ЦНС, степенью зрелости и индивидуальным строением отдельных областей коры головного мозга, свойствами анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), продуктивностью процессов восприятия, памяти, мышления [9]. А именно эти биологические и психические функции у детей с умственной отсталостью имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий [4].

Таким образом, развитие КС является важной составной частью процесса физического воспитания в коррекционной школе и требует комплексного подхода в выборе средств и методов решения коррекционно-развивающих задач.

С учетом всего вышесказанного тема нашей работы Развитие координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной.

Цель: определить эффективность использования специально подобранных упражнений для развития координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: урок адаптивной физической культурой детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: упражнения для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование подобранных нами упражнений на уроке АФК в начале основной части в течение 10 минут позволит повысить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Проанализировать роль координационных способностей в адаптивном физическом воспитании;

Оценить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет со слабой степенью умственной отсталости;

Выявить эффективность специально подобранного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; математической статистики.

Исследования проводились в несколько этапов. Iэтап - проводился в период сентября-октября 2014 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты внедрения комплекса по развитию координационных способностей. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей координационных способностей (КС) испытуемых.

IIэтап – проводился с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 2-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 5 месяцев упражнениями специально подобранными нами для развития координационных способностей.

Средства для развития КС для детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости на уроках адаптивной физической культуры

На уроках АФК возможно наиболее многообразное и эффективное совершенствование всех видов КС. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Программой по АФК предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Решение задач адаптивного физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, с детьми с легкой степенью умственной отсталости приводит к тому, что они:

— значительно быстрее и на высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

— постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

— испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения разнообразных движений.

Нами были подобраны специальные средства по развитию КС (таблица 1), их выполнение мы планировали на первую половину основной части занятия, в течение 8-10 минут.

Компоненты, определяющие КС

Развитие коорд. способностей детей мл. школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью

Фотографии:

Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью

Аспирант А.С. Филиппов. Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сергин. Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Ключевые слова:физическая культура, метод, координация, способности.

Введение. Одним из важных и малоизученных аспектов изучения физических способностей человека является изучение координационных способностей (СК) человека. Каждому школьнику необходимо индивидуально построить тренировочный процесс. К одному из эффективных средств развития КС относится гимнастика.

В своем исследовании под КС мы понимаем, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться с одних на другие в соответствии с меняющимися условиями [1].

Цель исследования – выявить наиболее эффективные средства развития КС у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью.

Гипотеза исследования. Предполагается, что применение различных средств, в частности физических упражнений с гимнастической направленностью, на уроках физической культуры может успешно развивать КС детей младшего школьного возраста.

Методы и организация исследования. Методами исследования были: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.

Исследование проводили на базе общеобразовательной школе №1 Амгинского района РС(Я). В нем приняли участие 40 школьников. Педагогический эксперимент осуществлялся в период с октября по май 2010/2011 учебного года.

В начале эксперимента в обеих группах (группа А – экспериментальная – ЭГ, группа Б – контрольная –КГ) испытуемых было проведено тестирование для определения у детей уровня координации. После эксперимента проводили повторный тест.

Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные тесты: челночный бег 3х10 с, бег с препятствиями с, стойка на голове; переворот боком; равновесие на одной ноге.

Экспериментальный комплекс упражнений для развития КС заключался в использовании во вводной части урока физической культуры учащихся младших классов элементов гимнастической направленности (табл. 1).

1. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и КС, реализуемых в двигательной активности.

2. Наиболее эффективными средствами воспитания КС являются игры и физические упражнения.

3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.

4. Развитые КС сохраняются в течение сравнительно продолжительного времени.

5. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их КС не существует взаимосвязи, и поэтому упражнениями, направленными на развитие координации движений, надо заниматься со всеми учащимися без исключения.

6. Применение гимнастических упражнений, специальных подвижных игр способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение удерживать правильную осанку во время сидения и ходьбы.

7. Занятия с использованием средств гимнастики способствовали формированию у детей устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорту.

1. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 1. – С. 48–50.

2. Майорова Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина. Под ред. В.И. Усакова. – Красноярск, 2006.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М. Физкультура и спорт, 2001.

Поступила в редакцию 13.09 г.

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания Development of the coordination abilities at preschool children with mental retardation by means of music and motor education Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ,
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ,
  • МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна

Содержание статьи затрагивает вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ней приведена методика развития координационных способностей у воспитанников коррекционных групп. Специфичной чертой экспериментальной методики является ее базирование на средствах музыкально-двигательного воспитания. Так же в статье приведены методы развития координации движений и рассмотрены формы педагогического процесса.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Maksimova Svetlana Yurievna, Propisnova Elena Pavlovna, Sadovaya Svetlana Sergeevna

Contents of the article address the issues of the adaptive physical education of the preschool children with mental retardation. It describes a method of the coordination abilities development for the pupils of the correctional groups. A specific feature of the experimental procedure is basing it on the means of the musical-motor training. In addition, the article presents the methods of the coordination abilities development, considering the forms of the pedagogical process.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта , Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №9 (115). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-sredstvami-muzykalno (дата обращения: 19.09).

Максимова Светлана Юрьевна et al. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-sredstvami-muzykalno (дата обращения: 19.09).

Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна Садовая Светлана Сергеевна (2014). Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-sredstvami-muzykalno (дата обращения: 19.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №9 (115) С.81-87.

Максимова Светлана Юрьевна et al. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2014).

Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна Садовая Светлана Сергеевна (2014). Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта

Источники: http://www.scienceforum.ru/2016/1403/22950, http://teoriya.ru/ru/node/407, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-sredstvami-muzykalno

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Флуифорт при сухом кашле у ребенка

Флуифорт Сироп Флуифорт представляет собой жидкость далее...

Капли баю бай для ребенка 1 год

Отзыв: Успокаивающее средство Баю-БайЖивые Витамины- Баю-бай- мягкое успокаивающее Внимание! Перед далее...

У ребенка закладывает уши но не болят

У ребёнка заложило ухо: причины, сопровождающие симптомы, что делать Очень далее...

Популярные статьи

Интересно