Главная » Способности ребенка

Изобразительные способности творчества детей

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. [1]

Г.В.Лабунская и Н.П.Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л.А.Венгера, Н.П.Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. [3]

В.И.Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться (целостность восприятия);

способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

способность оценивать пропорции;

способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

способность оценивать перспективы сокращения. [2]

Своеобразный подход к выделению содержания способностей к изобразительной деятельности предлагает А.Г.Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру. I компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики, ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; II компонент - опорное свойство:

острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии);

специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способностей - эмоцииональная настроенность, легко возникающая у ребенка благодаря высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительной деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы, выделенная исследователем структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности. [1]

Особого внимания заслуживают исследования Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже, время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями, способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина. [3]

В этой же работе она выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Сакулина Н.П. выделяет качества, необходимые для создания художественного рисунка, т.е. способность к образному выражению , которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. [3]

Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей дошкольного возраста, рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия изобразительные способности.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. 1999.

2. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М. 1991.

3. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. - М. 1959.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Развитие творческих изобразительных способностей детей в процессе экспериментирования с художественным материалом

Ирина Архипова
Развитие творческих изобразительных способностей детей в процессе экспериментирования с художественным материалом

Предоставляю вашему вниманию свою проектную деятельность.

Цель

моего педагогического исследования - это формирование изобразительных умений и навыков детей в свободном экспериментировании с художественным материалом. Развитие творчества в рисовании посредством нетрадиционных способов и приемов.

Задачи:

1) Формировать представление детей о разных видах изобразительных техник нетрадиционного рисования. 2) Углублять и систематизировать знания детей об изобразительном материале. 3) Развивать умение чувствовать свойства изобразительного материала, учитывать его возможности при создании рисунка. 4) Развивать направленность, креативность и качества дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5) Формировать практические навыки работы в экспериментировании с изобразительным материалом. 6) Организовать целенаправленную работу по ознакомлению родителей воспитанников с развитием творчества детей в рисовании. В процессе своего педагогического исследования выделила

основные положения:

-Необходимые компоненты творчества-воображение и мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. Поэтому развитие творческих способностей возможно при одновременной активизации этих процессов. -Творческий подход подразумевает развитие качеств дивергентного мышления: быстроты, гибкости, оригинальности, точности. -Важнейшая линия развития воображения-это развитие направленности, управляемости воображения. Развитие особенностей воображения: подвижности образов, умения отступать от шаблонов, создавать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одной и той же темы. -Рисование приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Нетрадиционные способы рисования предлагают ребенку больше шансов для самовыражения, эксперимента.

Опыт показывает,

что важное условие развития художественного творчества детей-это вариативность, разнообразие работы новизна обстановки, широкий выбор изобразительного материала, интересные задания и темы. Все это вношу в свою работу с детьми. Проектная деятельность осуществлена через кружковую работу. Для детей выбраны интересные и доступные им техники рисования, предоставлена возможность выбора. Разнообразие материалов для рисования вызывает тягу к изобразительному творчеству, там, где некоторым ребятам не удается традиционный рисунок карандашом или красками, прекрасно получается изображение в другой технике рисования. Темы кружковых занятий подобраны так, чтобы дети смогли проявить творчество и фантазию. Например, рисование мыльными пузырями на тему Смешарики ,коктейльными трубочками раздували краску, получались разноцветные деревья и дивные цветы. Изучали оттенки цвета в рисовании пальчиком на тему Разноцветные снежинки , развивали воображение в рисовании на темы Дивный сад Снежной королевы , Сказочные птицы , упражнялись в технике рисования по- сырому на тему Экзотические животные , осваивали технику граттаж по темам Восковые рисунки и Удивительное путешествие под водой .

На развлечениях ребята получили удовольствие и радость творчества в разнообразных играх, упражнениях, загадках, заданиях.

Интересно прошли развлечения на темы: В стране Вообразилии , Там, на неведомых дорожках , Сундучок домовенка . Работая по теме проекта, поддерживала тесную взаимосвязь с родителями воспитанников, были организованы выставки детского творчества, прошло анкетирование, в котором родители узнали об особенностях развития творчества детей. Большой интерес родителей наблюдался на родительском собрании по теме: Детское изобразительное творчество в рисовании . Живое участие взрослых и детей прошло в семейной игре на тему Портрет прекрасной дамы

Достигнутые результаты своей проектной деятельности вижу в следующем:

Дети получили большую возможность творить, переживать радость творческой деятельности. Научились использовать в изобразительном продукте графические средства и нетрадиционные способы рисования. Ребята получили хорошее развитие моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия, зрительно-двигательной координации. Для педагогов и родителей: создание системы работы и критериев оценки с детьми по рисованию с использованием разнообразного художественного материала. Самообразование, саморазвитие в сфере своей работы, повышение профессионального мастерства, обмен опытом с коллегами. Поиск, развитие сотрудничества с родителями в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Список литературы:

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 1999,КомароваГ. С. Детское изобразительное творчество Мозаика-синтез 2006,Кудрявцева В. Феномен детской креативности Дошкольное воспитание. 2007,Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Ярославль. Академия развития,1996,Латунская Г. В. Художественное воспитание в семье М Педагогика 1970

Публикации по теме:

Конструирование-любимый вид занятия моих малышей Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о конструировании в моей младшей группе. В течение всего года основной.

ОБРАЗЦОВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ИЗОСТУДИЯ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» 6-24 ЛЕТ

В программе занятий –

  • Вы приобщитесь к богатейшему миру изобразительного искусства.
  • Освоите принципы изображения различных форм – от геометрических тел до фигуры человека.
  • Познакомитесь с различными техниками и стилями.
  • Сможете определить свое направление в творчестве.
  • Наши занятия дают уникальную возможность творческого погружения в процесс изобразительного искусства.

Когда производится набор?

Начать заниматься можно в любое время. Набор производится в течение всего года при наличии свободных мест в кружках.

Структуру изостудии составляют кружки, разделенные по возрасту:

Кружок «Клякса» - 6-9 лет

В кружке дети знакомятся с азами рисования - точка, штрих, линия, форма, цвет. Осваивают различные техники - гуашь, акварель, уголь, пластилин.

Кружок «Кисточка - 1» - 9-11 лет

Кружок «Кисточка - 2» - 9-11 лет

В кружках продолжается изучение жанров и видов изобразительного искусства и творчества знаменитых художников. Знакомятся с основными законами перспективы, светотени, пропорции.

Кружок «Юный художник - 1» - 11-14 лет

Кружок «Юный художник - 2» - 15-24 лет

Воспитанники этих кружках уже более осознанно подходят к своим работам имея некоторый опыт живописи рисунка и композиции. Используют для творческих работ более сложные техники и материалы, такие как масленые краски, акрил, цветные карандаши, гуашь, пастель и батик.

Занятия в кружках платные.

Социальные кружки:

Кружок «Экологический плакат» - 7-14 лет

Овладение основами рисования плаката, воплощение в рисунке знаний в области экологии и охраны окружающей среды.

Кружок «Клякса - М» - 6-9 лет

В кружке дети знакомятся с азами рисования - точка, штрих, линия, форма, цвет. Осваивают различные техники - гуашь, акварель, уголь, пластилин.

Кружок «Кисточка - М» - 9-11 лет

В кружках продолжается изучение жанров и видов изобразительного искусства и творчества знаменитых художников. Знакомятся с основными законами перспективы, светотени, пропорции.

Кружок «Юный художник - М» - 12-18 лет

Воспитанники этого кружка уже более осознанно подходят к своим работам имея некоторый опыт живописи рисунка и композиции. Используют для творческих работ более сложные техники и материалы, такие как масленые краски, акрил, цветные карандаши, гуашь, пастель и батик.

Занятия в социальных кружках бесплатные.

Иссамидинов Николай – выпускник МАРХИ

Щерба Анна и Ламочкина Юлия – школа искусств им. М.А. Балакирева

Маслова Екатерина и Свирина Ирина – колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

Дудорова Ангелина – школа акварели Сергея Андрияка

в 2015г. Департаментом культуры города Москвы изостудии присвоено звание «Образцовый самодеятельный коллектив»

Февраль 2014г. – Открытый городской конкурс «Защитникам Родины посвящается», изостудия «Кисточка», диплом победителя

Апрель 2014г. – Открытый городской конкурс «Разноцветный мир», Фатяев Максим, диплом IIместо

Август 2014г. - Международный фестиваль искусств «Мост дружбы», изостудия «Юный художник»

Сентябрь 2014г. – Фестиваль «Читай! Умей! Живи ярко!» в рамках XXVIIМосковской международной книжной выставки-ярмарки, изостудия «Юный художник», диплом победителя

Декабрь 2014г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», лауреат Iстепени Анастасия Васильева-Павлова

Декабрь 2013г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», лауреат Iместо Щерба Анна

Декабрь 2011г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», диплом IIстепени Сорокина Наталья

2010г. - Окружной конкурс изобразительного и декоративного-прикладного творчества детей и молодежи «Мир будущего – в твоих руках», Бровко Мария, диплом Iместо.

В 2011г. изостудия награждена ДипломомII степени X Международного московского рождественского конкурса-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда».

В 2010г. «Юный художник» занялаI и II места в окружном конкурсе изобразительного и прикладного искусства «Мир будущего – в твоих руках».

В 2006г. студия занялаI место в окружном фестивале духовной культуры «Пасхальная весна».

16.11.14-20.11.14гг. повышение квалификации по теме «Социализация личности участников творческого коллектива» (в рамках мастер-классов Международного фестиваля искусств «Музыка звезд»).

Работы студийцев находятся: Высший экологический совет при Госдуме РФ, Департамент по связям с общественностью г. Москвы, редакция журнала «Социальное партнерство», региональный фонд «Жизнь ради жизни», Префектуры округа г. Москвы, печатный орган «Дом природы», союз общественных экологических организаций г. Москвы др.

Источники: http://www.rae.ru/forum2011/123/1566, http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-izobrazitelnyh-sposobnostei-detei-v-procese-yeksperimentirovanija-s-hudozhestvenym-materialom.html, http://www.dk-kapotnja.ru/kruzhki2/1134-obrazcovaya-samodeyatelnaya-izostudiya-yunyy-hudozhnik-6-24-let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Температура клыки ребенка сколько дней

Появление первого зубика далее...

Новые методики обучения детей

Процесс реорганизации всей системы образования, далее...

Настойка календулы от укусов комаров для детей

Укус комара у ребенка Укусы комаров -одна далее...

Популярные статьи

Интересно