Главная » Развитие ребенка

Значение математического развития детей дошкольного возраста

Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста

Автор: Зиннатова Наиля Жамиловна

Организация: МБДОУ ДС № 75 «Гвоздичка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В математической подготовке детей, развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Это дает возможность дошкольникам, прежде всего, пользоваться не общепринятыми, а условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией – названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. Однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как «натуральный рад», «совокупность», «структура», «элементы множества» и др. При этом работа не ограничивается только занятиями. Следует иметь в виду использование всего дидактического пространства в условиях образовательной ситуации.

Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятия время.

В ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признаков отличия основным в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мыслительного сопоставления. Процесс анализа и решения задачи тесно переплетается с доказательством решения.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

  1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М. Просвещение, 1992.-191с.
  2. Клюева Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. –1971. - № 4.
  3. Левинова Л. Обучение решению задач в детском саду.// Дошкольное воспитание.-1972.-№ 11.
  4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М. Просвещение, 1979.-368с.
  5. Непомнящая Н. Формирование математических представлений у дошкольников.// Дошкольное воспитание.1971.№ 4.
  6. Стаценко Р. Обучение детей вычислениям.//Дошкольное воспитание. –1980.-№ 10.
  7. ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд. испр. – М. Просвещение, 1980. –64с.
  8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:Учеб. пособие для студентов пед. институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М. Просвещение, 1988. – 303с.
  9. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 1988. – 272с.
  10. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд. перераб.-М. Просвещение, 1984. – 256с.
Опубликовано: 28.09

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.
Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, или самая элементарная головоломка. Например, необычайность постановки вопроса: « Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображение.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.
«А сейчас, мы с вами коллеги поиграем. Разделимся на две команды и послушайте первое задание:
1. Решение кроссвордов:
По вертикали: 1. Название дидактического материала для формирования элементарных математических представлений, созданного известным венгерским психологом и математиком (БЛОК)
2.Свойство предмета, характеризующее его размер (ВЕЛИЧИНА)
3. Один из сенсорных признаков предмета (ЦВЕТ)
По горизонтали: 1. Имя венгерского психолога и математика, автора пособия, указанного в первом столбце кроссворда (ДЬЕНЕШ)
2. Внешнее очертание предмета (ФОРМА)

Тому, чья команда назовет больше правильных ответов, получает большее количество баллов.
Второй кроссворд:
По вертикали: 1. Математическое понятие, характеризующее зависимость нескольких множеств (РАВЕНСТВО)
2. Ориентирование для геометрических тел предметов (ПЛОСКОСТЬ)
3. Показ воспитателя (ОБРАЗЕЦ)
По горизонтали: 4,5,6 – математические понятия, характеризующие действия числами (4-воспроизведение, 5-сравнение, 6-операция)
7. Понятие величины (ВЫСОТА)
После этих заданий подводим итог, сколько у кого баллов.

2. Задание: «Вопросы-шутки»
а. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)
б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)
в. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)
г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)
д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)
е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)
ё. Что после трех годов будет с овцой? (ПОЙДЕТ ЧЕТВЕРНЫЙ ГОД)
ж. На что похожа вторая половина яблока?( НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)
з. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)
к. Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их? (СЛОЖИТЬ ЦИФРУ ЧЕТЫРЕ)
«Подсчитываем количество правильных ответов у каждой команды».
3. Игра «Кто самый внимательный».
«Предлагаю выйти двух игрокам с одной и другой команды. Станьте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».
Расскажу сейчас рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери!
«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых….две.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
И жди команду: «Раз, два,….марш!»
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней очи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше….пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять.
4.Задание. «Назвать песни взрослые и детские» Предлагаю вспомнить песни и спеть их по куплету, в которых звучит название цифр. («Маме в день восьмого марта», «Вместе весело шагать», «Две тетери», «Дважды два- четыре», «Три танкиста, три веселых друга», «Раз, два, три, калина», «В жизни раз бывает 18 лет», «В день, когда исполнилось мне 16 лет», «Жили два друга в нашем полку» и др.)
«Подводим итоги, вручаем победителям приз медаль « Самой умной и находчивой команде».

Внимание!

Приглашаем к участию в бесплатном конкурсе Семья. Вечные ценности скачать положение тут

Журнал

Дошкольник.РФ

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Дошкольник.РФ











На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 45000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами! Узнать цену на свою работу

Всего было 18 предложений. заказчик выбрал автора JelenaK

Контрольная работа на тему ««Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста»», педагогика

Предмет - Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике. План. 1. Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста. 2. Особенности развивающих игр. 3. Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни ( из опыта работы). Цель работы: показать сущность развивающих игр, их значение для математического развития детей. Литература: 1.Столяр, А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М. Просвещение, 1988г. 303 с. 2.Щербакова, Е.И. «Теория и методика математического развития дошкольников» - М. НПО МОДЭК, 2005г. 392 с. 3.Ерофеева, Т.И. «Математика для дошкольников» - М. Просвещение, 1992 г. 191 с. 4.Никитин, Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» – М. Просвещение, 1990 г.,160 с. 5.Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников» – СПб. Детство-Пресс, 2002 г. 94 с. Методические указания. Раскрыть значение дидактических игр для математического развития детей, выделить как отдельный вид игр – развивающие. Определить характерные особенности таких игр, для этого обязательно изучить книгу Никитина Б.П. « Ступеньки творчества или развивающие игры». На конкретных примерах показать использование развивающих игр математического содержания на занятиях, в повседневной жизни, дать анализ опыта работы с детьми по использованию развивающих игр. Приложение: конспект занятия по математическому развитию, в одну из частей включить развивающую игру, оформить одну развивающую игру.

Предмет - Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике. План. 1. Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста. 2. Особенности развивающих игр. 3. Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни ( из опыта работы). Цель работы: показать сущность развивающих игр, их значение для математического развития детей.

Заказчик Написал в 12:54

Источники: http://www.pedm.ru/categories/4/articles/468, http://doshkolnik.ru/matematika/2386-logika.html, http://author24.ru/lenta/707286/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Противогельминтные препараты для детей

Противогельминтные средства Особенности: препараты для далее...

Вылечить сопли ребенка комаровский

Что говорит доктор Комаровский про насморк далее...

Аугментин суспензия для детей дозировка

Аугментин суспензия для детей дозировка При далее...

Популярные статьи

Интересно