Главная » Развитие ребенка

Рекомендации развитию познавательной активности ребенка

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:
Советы родителям «Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предварительный просмотр:

«Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста»

  1. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дольше практически на протяжении всей жизни.
  2. Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности.
  3. Дошкольник проявляет познавательный интерес и любознательность: Что это? Почему? Как? Хочу все знать! Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересует устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления.
  4. Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
  5. Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша, неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
  6. К концу дошкольного возраста проявляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель и находить способ ее выполнения.
  7. Помните, нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.
  8. Не забывайте, что интерес друг к другу – вот основа познавательного общения – назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый – делает беседу односторонней.
  9. Запомните, неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную.
  10. О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.
  11. Родителям необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему.
  12. Не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.
  13. Приобщайте ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте, получить необходимую информацию.
  14. Помните, что Вы можете направить поиск, подвести с помощью вопросов суждений к выделению свойств, качеств, наиболее значимых в конкретной ситуации.
  15. Не забывайте, что установление причинно-следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь бу.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной действительностью

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это позн.

«Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.Организация предметно-пространственной развивающей среды.Развитие познавательной активности на занятиях.Проблемное обучение как необходимо.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п.

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело.

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев Цель.

Публикация в научно-методическом сборнике Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста 2016г.

Научно-методический сборник №4/2016 Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста WWW .TFD.UCOZ.CO.

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воробьева Наталья Анатольевна, Зебзеева Валентина Алексеевна Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности // JSRP. 2014. №8 (12). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-organizatsii-ih-eksperimentalno-issledovatelskoy (дата обращения: 19.09).

Воробьева Наталья Анатольевна et al. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности Научно-исследовательские публикации (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-organizatsii-ih-eksperimentalno-issledovatelskoy (дата обращения: 19.09).

Воробьева Наталья Анатольевна Зебзеева Валентина Алексеевна (2014). Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские публикации URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-organizatsii-ih-eksperimentalno-issledovatelskoy (дата обращения: 19.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воробьева Наталья Анатольевна, Зебзеева Валентина Алексеевна Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности // JSRP. 2014. №8 (12) С.156-160.

Воробьева Наталья Анатольевна et al. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности Научно-исследовательские публикации (2014).

Воробьева Наталья Анатольевна Зебзеева Валентина Алексеевна (2014). Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские публикации

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Балакшина Елена Вениаминовна

Организация: ГБОУ ООШ №21 сп «Детский сад «Терем-теремок»

Населенный пункт: Самарская область, Новокуйбышевск

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:

  • во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
  • во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
  • в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделялось:

  • развитию умения задавать вопросы;
  • осуществлять самостоятельный поиск ответов на них;
  • развитию креативных способностей;
  • развитию самостоятельности в познавательной деятельности;

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагоги, прежде всего, добивались решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.

А ведь повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста - это более совершенный уровень профессионально-педагогической деятельности воспитателя, который способен, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:

  • проектировать;
  • организовывать;
  • направлять как совместную, так и самостоятельную познавательную деятельность дошкольников;
  • анализировать и прогнозировать способы субъект - субъектного взаимодействия с детьми, направленного на развитие и саморазвитие ребенка;
  • регулировать и корректировать ход и результат образовательного процесса с учетом принципа обратной связи.

При анализе результатов работы были выявлены следующие недостатки:

Недостатки в результатах:

  • неустойчивый интерес к познавательной деятельности;
  • не развиты умения у детей выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • не сформированы умения установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями;
  • действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат;

Недостатки в процессе:

  • образовательный процесс исключал деятельный подход (не предполагал активной деятельности ребенка);
  • традиционные формы проведения занятий;
  • в планирование педагог не включал или включал в недостаточной степени деятельность детей по экспериментированию;
  • тематическое планирование не всегда учитывало интересы детей;
  • мало времени уделялось на продуктивную деятельность детей по замыслу;
  • детям не предоставлялось право выбора деятельности и материалов.

Недостатки в условиях:

  • педагоги не в полной мере владеют информационно-коммуникационными технологиями;
  • педагоги в недостаточной степени владеют методами и приемами организации познавательной деятельности;
  • предметно-развивающая среда недостаточно оснащена (содержание и вид развивающей среды не является толчком для активизации познавательной деятельности, которая отвечает его потребностям, формирует его интересы, предпочтения);
  • наполняемость групп детьми очень высокая, что затрудняет педагогу учитывать потребности каждого ребенка, предоставлять детям право выбора деятельности и материалов;
  • отстранение родителей от процесса воспитания и развития ребенка. Родители ответственность за развитие детей возлагают на детский сад, забывая, что первыми педагогами являются они сами. Мамы и папы больше заинтересованы научить детей читать, писать, решать стандартные задачи, а зачастую стараются навязать ребенку свое решение той или иной проблемы, лишая ребенка возможности найти собственный выход из ситуации, проявить креативность мышления. Этим родители подавляют интерес к познавательной деятельности.

При проведении работы было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием средств совершенствования познавательной активности в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему. поиск наиболее эффективных методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, находить и синтезировать полученную информацию, развивать творческие, познавательные способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

Применяя проектно – тематическое обучение дошкольников, педагоги развивают у ребенка такие способности, обладая которыми, выпускник детского сада оказывается более приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проект позволяет педагогу, ребенку и его родителям работать как партнеры.

2.​ Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Оптимизация системы работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через проектную деятельность.

Цель: повышение уровня познавательной активности дошкольников средствами проектной деятельности.

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблемам развития познавательной и творческой активности через проектную деятельность.

2. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.

3. Создать систему мониторинга познавательной активности дошкольников.

4. Повысить компетентность педагога в развитии познавательной активности дошкольников средствами проектной деятельности.

3. При успешной реализации проектной деятельности у дошкольников будут сформированы новые образовательные результаты:

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/07/sovety-roditelyam-osobennosti-poznavatelnoy, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-organizatsii-ih-eksperimentalno-issledovatelskoy, http://www.pdou.ru/categories/9/articles/1858

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Амоксиклав при укусе клеща ребенку

Клещевой энцефалит - далее...

Что может вызвать аллергию у грудничка

Продукты которые вызывают аллергию у грудничков Пищевая аллергия далее...

Грудной ребенок стал меньше

Журнал → В далее...

Популярные статьи

Интересно