Главная » Развитие ребенка

Развитие воображения в дошкольном возрасте

- складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

- воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

- воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Рубрика: Родителям Комментарии: 3 комментария

Развитие фантазии у дошкольников чрезвычайно важно для всестороннего развития ребенка. Чем отличается детское воображение от взрослого? Как развить его у вашего ребенка?

Воображение у ребят дошкольного возраста значительно отличается от воображения взрослых. В основе любых образов находится комбинирование материалов, которые сохраняются в памяти. А жизненный опыт детей не так велик. Критичность детского мышления находится на низком уровне. Дети еще не осознают, как бывает, а как нет. Они пока что не могут этого понять. Примерно до 5-6 лет у человека еще отсутствует замысел, либо он весьма неустойчив. Малыш не думает о практической реализации созданных образов. Он фантазирует только ради того, чтобы фантазировать.

Целенаправленное развитие воображения у детей дошкольного возраста вначале происходит под руководством взрослых. Они побуждают детей произвольно создавать отдельные образы. После этого малыши самостоятельно придумывают замысел и план его реализации. В первую очередь, данный процесс происходит во время коллективных игр. Деятельность производится с применением реальных объектов.

Несколько позже произвольность воображения находит место в индивидуальных занятиях без использования реальных предметов.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста позволяет значительно расширять границы познаний. Оно помогает ребенку принять участие в событиях, которых нет в обыденном мире. Например, малыш может спасти друзей во время бури, управлять самолетом и так далее. Такие «детские» занятия обогащают нравственный и интеллектуальный опыт, помогают лучше познать действительность.

Воображение позволяет находить нестандартные творческие решения познавательных проблем. Как говорил Сухомлинский, создавая фантастические образы, дошкольники открывают истину.

Даже играя ребенок понимает логичность жизненных связей. Он откажется сначала съесть третье блюдо, а затем первое, поясняя, что такого не бывает.

Свежие образы в словесном творчестве малыша не менее реалистичны, чем в играх. Ребенок наделяет персонажей характерами и действиями в зависимости от их реальных особенностей, образа жизни, поведения.

В старшем дошкольном возрасте дети нередко придумывают собственные миры, населяют их разными героями. Распространенная ситуация – малыш придумывает воображаемого приятеля. Вместе с ним он играет, общается, делится с ним своими тайными переживаниями и проблемами. Такие особенности развития воображения у детей дошкольного возраста должны привлечь внимание взрослых. Задумайтесь, какие потребности сына или дочери не удовлетворяются. Возможно, проблема кроется в том, что ребенок не может найти общий язык со сверстниками.

Старшие дошкольники любят создавать собственные сказки. Причем это уже не просто полет фантазии, а самая настоящая творческая деятельность. Детей интересуют не просто события, но и также внутренний мир персонажей, их сокровенные мысли и переживания. Ребята стараются мотивировать действия героев. Поступки придуманных людей пропитаны социальными эмоциями: сопереживанием, сочувствием. Эпизоды таких сказок имеют внутреннюю логику развития.

Каковы же особенности и специфика развития воображения у детей дошкольного возраста?

  • Воображение имеет произвольный характер. Оно предполагает создание определенного замысла, его конкретное планирование и практическую реализацию.
  • Воображение постепенно превращается в фантазирование.
  • Малыш овладевает средствами и приемами создания различных образов.
  • Само воображение переводится уже во внутренний план. Прежняя необходимость в какой-либо наглядной опоре для создания образа отпадает.

Таким образом, развитие воображения у детей дошкольного возраста имеет чрезвычайно важное значение. Фантазируя, ребенок не просто играет. Он учится познавать окружающий мир, приобретает необходимые знания, становится более коммуникабельным, уверенным в себе. Воображение – также необходимый инструмент для развития самых разных творческих навыков. Малыш может реализовать свои навыки на бумаге, создать фигурку из пластилина, написать стих или рассказ. Все это способствует гармоничному развитию личности.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-159.shtml, http://paidagogos.com/%3Fp%3D7883, http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как сбить температуру у ребенка 5 месяцев

Температура у ребёнка 5 месяцев – что делать? Высокая далее...

Кристаллы в моче у ребенка

Соли в моче у ребенка Откуда берутся соли далее...

Отит среднего уха симптомы детей

Лечение отита среднего уха у далее...

Популярные статьи

Интересно