Главная » Развитие ребенка

Развитие мышления раннем дошкольном возрасте

Психология

Особенности мышления детей раннего возраста

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на которой лежат часы, для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия.

Гораздо важнее, что он учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединенные предметы,- это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы употребления орудий. Но, обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач.

Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку нередко приходит случайность.

Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания - с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.

Оставьте свой комментарий:

Уникальная возможность посетителям сайта!

Получите бесплатную консультацию врача онлайн:

* коротко укажите что Вас беспокоит и номер телефона по которому с Вами можно связаться - выбранный
Вами специалист сам перезвонит и проконсультирует Вас по интересующему вопросу, оставить заявку
бесплатно на консультацию у специалиста можно в любое время - все заявки становятся в очередь
и обрабатываются по мере поступления с 9:00 до 21:00 по московскому времени без выходных

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:
  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Тема: Овощи

- развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

- упражнять детей в составлении целого из частей.

- учить узнавать предмет по деталям.

- учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

- воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

- учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

- развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

- развивать внимание, восприятие.

- стимулировать познавательную активность детей.

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию Сколько зайцев спряталось за кустом?

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре Собери урожай , карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 На огороде

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: Найди дорожку .

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: Собери урожай .

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Характеристика мышления детей в раннем детстве

Мышление как процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и позволяет выйти за его рамки. В ходе выполнения предметных действий ребенок познает связь между отдельными предметами и действиями, что способствует практическому решению задач. Решение задач в раннем детстве осуществляется посредством практических внешних ориентировочных действий. Такой вид мышления называют наглядно-действенным. Новые, ранее скрытые свойства изучаемого предмета ребенком выделяются посредством практических действий, которые преобразуют данный предмет.

Наглядно-действенное мышление имеет сложную психологическую структуру, опирающуюся на знак-символ и делится на две разновидности. Первая предполагает решение познавательных задач, а вторая – практических. Решение задач в наглядно-действенном плане способствует обобщению знания и пониманию многофункциональности отражаемого предмета, на основе чего возникает гипотеза, проверяемая двумя способами: или ожиданием естественного преобразования объекта, делающего ранее скрытую его сторону открытой, или намеренным совершением действия по проверке гипотезы. В раннем детстве появляются символические действия и значения слов переносятся с одного объекта на другой, что является ранней формой гипотезы, без которой невозможна мыслительная деятельность. Значение, которое переносится с эталонного объекта на неизвестный, является основанием для поиска отсутствующих свойств с помощью тех или других преобразований практического характера. Действовать в плане представлений ребенок в этом возрасте еще не может и не принимает отвлеченных, не связанных с его интересами задач.

Дети активно используют наглядно-действенное мышление для выявления различных связей предметов и явлений окружающего мира. Практические ориентировочные действия во внешнем плане являются основой и исходным пунктом для формирования всех видов мыслительной деятельности. Развитие мыслительной функции и познавательная активность в раннем возрасте выражаются не только в эффективности решения практических задач, но и в высоком уровне заинтересованности и эмоциональной включенности в такое экспериментирование, в положительных эмоциях, которые ребенок испытывает от исследовательской деятельности.

Воспроизведение и повторение исследовательских действий способствуют тому, что на их основе формируются внутренние психические действия, т.е. появляются действия в уме, без внешних проб. В основе таких решений лежит проба, проделанная в умственном внутреннем плане с помощью оперирования образами, представлениями о предметах и способами их употребления. Такое мышление называется наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только начинает формироваться и используется при ограниченном круге решения задач. Большинство задач ребенок может решать только в наглядно-действенном плане.

Оля Г. 2 гола 11 месяцев. Использовав однажды лыжную палку для доставания мячика, закатившегося под диван, догадалась ее использовать для того, чтобы достать игрушку, лежащую на высокой полке.

Большое значение в развитии мышления детей раннего возраста имеет развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Совершенствование предметной деятельности оказывает решающее влияние на этот процесс. Первым основанием для классификации и обобщения являются непосредственно воспринимаемые физические признаки предметов (цвет, размер, форма, вес). Позже к этим признакам присоединяется функциональное назначение предметов.

Коля С. 2 года 5 месяцев. Может разделять предметы по группам (яблоко – груша, машинка – мячик и т.п.). Умеет по инструкции взрослого раскладывать предметы двух видов по соответствующим коробочкам. Может построить мостик из кубиков после показа взрослого, по его просьбе находит картинки или предметы, относящиеся к определенным группам ( цветы , животные и т.д.), среди нескольких картинок определяет соответствующую образцу, который показывает взрослый, выбирает из нескольких предметов только те, которые соответствуют определенному признаку.

Выделяют три основные стадии в развитии обобщения у детей раннего возраста (рис. 6.4). Первая стадия характеризуется ранними наглядными обобщениями, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет или размер). На этой стадии ребенок еще не владеет предметными действиями. На второй стадии ребенок на основе своих действий объединяет зрительные и осязательные образы предметов в единое представление. Однако дети не отличают основные, существенные признаки предметов (общественная функция предмета и способ действия с ним) от случайных, второстепенных. На третьей стадии формируются общие понятия. Ребенок выделяет существенные и постоянные признаки предметов из всех остальных.

Рис. 6.4.Развитие обобщений в раннем возрасте

Усвоение предметных действий способствует выделению в предметах наиболее существенных и постоянных признаков, что является основой для формирования обобщений, приобретающих характер понятий. Развитие мышления ребенка зависит от уровня овладения предметными действиями и развития речи. Речь является средством общения, мышления и управления собой. На первом году жизни ребенка мышление и речь развиваются независимо друг от друга – мышление существует в виде манипуляций и действий с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональной экспрессии. Примерно около двух лет линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, соединяются. Это придает мышлению определенную целенаправленность, организованность и планируемость.

Таким образом, в раннем возрасте мыслительная деятельность возникает и функционирует в процессе овладения ребенком предметными действиями. Ребенок учится самостоятельно устанавливать связи между предметами, явлениями, действиями. Мыслительные задачи решаются с помощью практических действий с предметами, т.е. с помощью наглядно-действенного мышления. У ребенка начинают складываться мыслительные операции – сравнение и обобщение. Происходит соединение линий развития мышления и речи, речь включается в процесс решения мыслительной задачи, закладываются предпосылки наглядно-образного мышления – складывание представлений о результате и условиях действия.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источники: http://baby.psypublica.ru/22/225.htm, http://festival.1september.ru/articles/620212/, http://studme.org/1146091725780/psihologiya/harakteristika_myshleniya_detey_rannem_detstve

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Антигельминтные препараты для детей широкого спектра действия

Лекарства от глистов: далее...

Могут травмировать нежную кожу ребенка

Причины шелушения кожи у новорожденных С появлением малыша в семье далее...

Микоплазмоз у детей симптомы и лечение

Микоплазмоз у детей Микоплазмоз у детей далее...

Популярные статьи

Интересно