Главная » Развитие ребенка

Познавательное развитие детей 2 3 лет

Центр развития

Познавательное и творческое развитие детей 2-3 лет

В возрасте около 2-х лет начинается важный этап психологического развития ребенка — сепарация (отделение) от мамы. У малыша появляются свои личные желания, нужды, потребности, и он настойчиво стремится их удовлетворить. Проявляются первые черты личности и характера. Желая стать самостоятельным, ребенок находится в трудной ситуации. С одной стороны, он хочет делать все сам и по-своему, с другой — у него еще недостаточно умений.

Успешно и мягко пройти этот этап можно, постепенно развивая самостоятельность ребенка в условиях безопасности.

Умственное развитие Возрастной период 2-3 лет — важный этап в развитии познавательной активности ребенка.

Каждая ступень развития оказывается наиболее чувствительной к тем или иным воздействиям. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, тактильные ощущения), то есть для восприятия окружающего мира. Сенсорное воспитание. направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира, главной ступенью для дальнейшего движения вперед.

Эмоционально-личностное развитие Чтобы ребенок развивался, кроме специально и систематически организованных занятий необходимо радостное, эмоционально положительно окрашенное общение с взрослыми, которое способствует формированию развитию познавательной активности.

Выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

Речь В 2-3 года жизни ребенка наблюдается большие индивидуальные различия в освоении речи. Понимание речи (пассивный словарь) происходит раньше активного ее освоения. В игре на занятиях происходит накопление чувственного опыта, который ребенок учится выражать словами (активный словарь) и практически осваивает окружающую его действительность.

Творчество Вторым занятием в эту программу мы включили изобразительную деятельность. Игры с различными материалами (песок, пластилин, краски, вода, мыльные пузыри, соленое тесто, крупа, ткань. ) дают импульс к раскрытию творческих способностей, развивают воображение, пространственное восприятие. Вместе с тем тренируется мелкая моторика, что помогает развитию речи.

Опыт апробации программы позволяет с уверенностью сказать, что такие занятия нужно начинать как можно раньше, так как они оказывают самое положительное влияние не только на личностное развитие детей, их интеллект, но и на их физиологическое состояние. Ведь умелый ребенок всегда весел и здоров

Детский психолог, психотерапевт
Шутова Наталья Владимировна

Развитие ребенка 2 - 3 лет: шпаргалка для родителей

Любую маму волнует развитие ребенка, ведь недаром говорят: Что посеешь, то и пожнешь! Эта поговорка может стать девизом всех родителей, которые воспитывают ребенка, в том числе и малыша раннего возраста (период от одного года до трех лет). В этой статье Синьорины собраны основные фрагменты мозаики, определяющие развитие ребенка 2 - 3 лет.

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.

В предыдущей статье, мы рассматривали развитие ребенка 1-2 лет. А теперь взгляните, как в норме развивается ребенок в период раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет:

  • ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
  • бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
  • ловит мяч двумя ручками;
  • подражает действиям взрослого;
  • выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет

  • ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
  • эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
  • проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
  • у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как хороший );
  • имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
  • одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет

  • малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
  • различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
  • собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывает несложный узор из мозаики;
  • понимает слова, обозначающие количество объектов, например, два , три и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
  • свободно ориентируется в знакомом помещении;
  • пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
  • замечает изменения в погоде и называет их;
  • активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.

Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет

  • ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
  • узнает персонажей по звукоподражаниям, например, пи-пи , чух-чух и т.д.;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
  • называет предметы, действия, качества;
  • использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
  • рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
  • повторяет слова и фразы за взрослым.

Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет

  • ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
  • быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
  • повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
  • одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
  • понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
  • использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
  • создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
  • проявляет желание творить вместе с взрослым.

Познавательное развитие детей

Стремление детей к получению знаний психологи называют познавательной активностью. Проявляться она начинает с момента рождения и достигает своего пика к 6-7 годам. Поддерживая любознательность малыша, родители вносят существенную лепту в общее развитие его способностей. Справиться с этой задачей по силам каждой семье. Нужно лишь вооружиться необходимыми знаниями и выкроить время для занятий с ребенком.

Этапы развития от 0 до 6 лет

Активный познавательный интерес пробуждается в детях к 2 месяцам. Младенец начинает целенаправленно тянуть руки к яркой игрушке или маминому носу, пытаясь ухватить их и исследовать на ощупь.

Зрение на первых порах у малышей развито недостаточно — долгое время они видят лишь расплывчатые очертания. Первые четкие кадры появляются к 2,5 месяцам. Но фокусировать взгляд ребенок может пока только на крупных или очень красочных предметах. Отсутствие зрительной активности в этом возрасте может быть обусловлено патологиями развития плода.

К 6 месяцам картина меняется. Малыш уже хорошо различает не только цвета, но и формы. Он может неотрывно следить взглядом за движущимися объектами, пытается взять в руку все, что видит. У грудничка формируется связь между зрением и осязанием.

Еще через месяц кроха делает важное открытие — он может не только брать, но и бросать предметы. Объектами его экспериментов становятся погремушки, мячи и бутылочки.

В 9 месяцев все, что попадает в руки ребенка обязательно пробуется на вкус. Из игрушек он уже выбирает те, которые кажутся ему менее знакомыми. Начинает проявляться первый интерес к сверстникам.

В 2 года механизм познания носит подражательный характер. Ребенок пристально следит за взрослыми, пытаясь повторять их действия. Например, дома он может пытаться приобщиться к процессу уборки, на улице — пробует катать свою прогулочную коляску. К этому времени малыш уже:

  • ориентируется в понятиях больше-меньше ,
  • знает 3-4 основных цвета,
  • распознает вес (тяжело/легко) и температуру (горячо/холодно).

В следующие 2 года в познавательном развитии ребенка происходит огромный скачок, связанный с освоением речи. Пытливость мысли 4-летнего малыша проявляется в его вопросах. Ему интересны причины явлений, связи и отношения между ними. Поддержание детской любознательности в этот период во многом зависит от того, насколько увлекательно и интересно удастся взрослому преподнести информацию.

К 7 годам у ребенка проявляются признаки самостоятельной интеллектуальной активности. Он ставит перед собой цели (например, собрать из конструктора кран, который видел на улице) и ищет способы их реалистичного выполнения (мастерит крюк из проволоки, использует нитки для подвешивания крюка). Малыш сам контролирует процесс и оценивает результаты своего творчества.

Как помочь ребенку познать мир?

Психическая и умственная деятельность тесно связаны с образом жизни. Поэтому для начала родителям нужно организовать своему малышу правильный режим дня и грамотное питание. В детском рационе должны присутствовать все нутриенты, необходимые для развития головного мозга. В первую очередь это касается жирных кислот омега-3. Зачастую именно этих веществ, незаменимых для созревания нервных тканей, не хватает в организме современных детей.

До тех пор пока малыш находится на грудном вскармливании, позаботиться об употреблении жирных кислот следует его матери. Чтобы обеспечить и себя и ребенка достаточными запасами витамина, женщине рекомендуется принимать специальные пищевые добавки. Одной из них является АлвоГений. В состав этого препарата входит главный компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота ( DHA ), которая незаменима для поддержания памяти и внимания малыша. В каждой капсуле АлвоГения содержится 200 мг DHA. что соответствует суточной потребности кормящей матери .

Не лишним будет прием омега-3-кислот и во время беременности. Во все периоды внутриутробного развития плода они поддерживают формирование его нервных тканей, участвуют в образовании органов зрения и сердечно-сосудистой системы.

Выстроив подходящий образ жизни ребенка, можно приступать к развитию его познавательных способностей. До 3 лет рекомендуются различные игры и забавы:

  • пальчиковые игры,
  • пирамидки,
  • рассматривание и чтение книжек,
  • рисование,
  • игры на наблюдение.

Для развития внимания следует направлять малыша — показывать ему на предметы, подстегивать его к их изучению.

Для детей 3-6 лет очень важны те знания, которые они получают от взрослых. Нужно стремиться к тому, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире максимально просто и интересно. Не следует пытаться вложить в голову малыша как можно больше информации, иначе процесс познания станет для него скучным и утомительным.

Источники: http://www.rastem-vmeste.com/child_science/394/, http://signorina.ru/1306-razvitie-rebenka-2-3-let.html, http://www.alvogenius.ru/razvitie-mozga-u-rebenka/poznavatelnoe-razvitie

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Клубнику можно давать детям при ангине

Клубника Клубника, или садовая земляника – это, далее...

Жкб детей симптомы и лечение

Желчнокаменная болезнь у детей Симптомы желчнокаменной болезни в далее...

Первые симптомы ветрянки у детей

Ветрянка у детей Ветрянка или ветряная далее...

Популярные статьи

Интересно