Главная » Развитие ребенка

Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия наблюдение, рассматривание, поиск.

Зна­чительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предме­ты, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает со­держание картины, если взрослые дают соответствующие поясне­ния, помогают рассмотреть детали в определенной последователь­ности или подбирают картину с особой композицией, облег­чающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правиль­ные выводы относительно того, что он наблюдает. В эксперимен­тах Дж. Брунера, описанных в главе 5 раздела 1, многие дошколь­ники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды, непосред­ственное восприятие приводит к ошибке — снова возникает фе­номен Пиаже. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мыш­лении, наиболее характерном для этого возраста.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М. Изд-во УРАО, 1997. - 176 с. С. 90-91

Похожие материалы

Популярные материалы раздела Детская психология

Популярные материалы

Меню блога

• характеристику познавательных процессов детей дошкольного возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

• выявлять трудности в развитии познавательной сферы детей;

• конструировать оптимальные условия для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста;

• способами применения полученных знаний в практической работе;

• навыками психодиагностики, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: игры как ведущего вида деятельности, лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Е. Ф. Рыбалко отмечает, что в развитии основных свойств восприятия дошкольника наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа. В три года ребенок осуществляет движения глаз внутри фигуры при малом числе фиксаций (1-2 движения в 1 с). В четыре года число фиксаций глаза при прежнем характере движений внутри объекта увеличивается в два раза. В пять лет изменяется тип движений при сохранении их общего количества: зрительно обследуется определенная часть контура предъявленных фигур. Лишь в шесть лет происходит движение глаза по контуру при тщательном ознакомлении с фигурой (4,0 движений в 1 с). Развитие осуществляется по линии все более адекватного выделения специфического содержания в соответствии с задачей: резко меняется временной режим движений (число фиксаций и способы обследования объекта). Между тем уже в три года дети умеют следить по контуру за указкой, что свидетельствует о высокой обучаемости в этом возрасте. Значительное сокращение числа движений глаз (с 3,5 до 2,7 в 1 с) при переходе от ознакомления к опознанию имеет место лишь в шесть лет. Это означает, что только в данном возрасте происходит истинное опознание уже знакомого ранее объекта. В более ранние годы, напротив, время при опознании знакомого объекта увеличивается в полтора-три раза. Следовательно, первичное знакомство с объектом носит несовершенный характер в смысле вычленения формы. Способность детей выделять объекты по форме и контуру означает формирование целостности восприятия.

К концу дошкольного возраста появляется способность выделять форму объекта. К старшему дошкольному возрасту дети начинают успешно выполнять выкладывание контура фигуры без ошибок. Младшим детям данная задача почти совершенно недоступна: дети либо отказываются выполнять задание или выполняют с грубыми ошибками. Дошкольники часто руководствуются не целостным образом формы, а каким-либо одним или двумя отличительными свойствами. Начиная со старшего дошкольного возраста интенсивно развивается структурность восприятия. Задачи по построению плоскостной фигуры из отдельных ее частей дети выполняют, начиная с пятилетнего возраста, когда происходит увеличение роли зрительного анализатора в осуществлении действий с предметами и развитие его контрольно-измерительных функций. Разные компоненты зрительного восприятия развиваются разными темпами, на что оказывает влияние тип латеральности.

Экспериментальное исследование Н. Ш. Корашвили показало, что трудности выделения фигуро-фоновых отношений у детей дошкольного возраста иногда отмечаются у праворуких, чаще у леворуких и почти у всех дошкольпиков-амбидекстров. Дошкольники допускают гораздо меньше ошибок при выполнении заданий на константность восприятия: у праворуких их незначительное количество (в младшем школьном возрасте они совсем не встречаются), у леворуких таких ошибок больше, у амбидекстров – большое количество, причем даже в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия включает процессы роста и усиления основных свойств перцептивной деятельности, их качественные преобразования. Способность различать объекты по форме, выделять их структурные особенности интенсивно развивается в дошкольном возрасте. На эти процессы большое влияние оказывает речь в ее многообразных проявлениях. Словесные обозначения способствуют более точной дифференцировке воспринимаемых свойств, осмыслению и более точному оцениванию связей и отношений между ними. Другая линия в развитии восприятия выражена в появлении новообразований, которые формируются под влиянием социальных воздействий и осуществляются также посредством речевой деятельности. К таким новообразованиям относят усвоение эталонов геометрических фигур, цветового спектра, темперированного музыкального строя. Важное новообразование в дошкольном периоде – высшая социализированная форма восприятия: наблюдение, связанное с формированием определенных способов его осуществления и имеющее целенаправленный характер, когда дошкольник начинает выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. Развитие социальных форм перцепции происходит в процессе взаимодействия не только с окружающими предметами, но и с людьми.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте предполагает два взаимосвязанных процесса: усвоение общепринятых сенсорных эталонов, возникших в ходе культурно-исторического развития человечества и используемых людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают и обозначают определенные свойства и соотношения, и овладение новыми перцептивными действиями.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация является одной из важнейших задач сенсорного воспитания. В характере перцептивных действий на протяжении дошкольного возраста происходят определенные изменения, заключающиеся в увеличении доли зрительного обследования и использовании в обследовании ручных движений только в затруднительных случаях и с незнакомыми предметами.

Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформированными уже к началу дошкольного возраста, функции слухового восприятия все еще находятся в стадии формирования в младшем дошкольном возрасте и оказываются в целом сформированы только к концу старшего дошкольного возраста. При этом следует подчеркнуть заметное отставание слухового восприятия от зрительного. Основные закономерности развития восприятия дошкольника представлены в табл. 9.1.

Закономерности развития восприятия ребенка на различных этапах дошкольного детства

Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Городское методическое объединение

2 младших групп

Консультация для педагогов

Тема. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста .

Воспитатель. Иотко А. В.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста .

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие .

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

Больших успехов достигает дошкольник в восприятии родного языка. а также в различении простых мелодий. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета. в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка. Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития. однако оно во многих отношениях еще очень не совершенно. Дошкольник еще не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов. необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо картинку он ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой – либо одной детали, не замечая остальные ее особенности. При осязании предмета он берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, возникающие в голове у ребенка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Например, ребенку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидя изображенных на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

Постепенно ребенок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному. сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия. среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку. пение, слушание музыкальных произведений.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель. согласовывать свое восприятие с тем планом игры. который дает им воспитатель в словесной форме .

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия. имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого не возможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольников к поступлению в школу. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Источники: http://psixologiya.org/detskaya/vospriyatie/1570-vospriyatie-v-doshkolnom-vozraste-kulagina.html, http://studme.org/1564050925793/psihologiya/poznavatelnoe_razvitie_detey_doshkolnom_vozraste, http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-vosprijatija-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ветрянка на языке у ребенка

Ветрянка у детей во рту, на далее...

Укус комара опухоль и покраснение у ребенка

Укус комара у ребенка Слова далее...

Как выявить на что аллергия у грудничка

Как узнать, на что аллергия: далее...

Популярные статьи

Интересно