Главная » Развитие ребенка

Особенности психического развития детей 4 5 лет

Консультация по теме:
Психологические особенности детей 4-5 лет

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 4-5 лет

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

- складывает из кубиков целостную картинку

- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

- конструирует из лего по образцу

- собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Появляются сложные предложения.

К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

Причины речевых нарушений:

  1. Патология беременности
  2. Родовая травма
  3. Заболевания в первые годы жизни
  4. Анестезия
  5. Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
  6. Наследственные факторы
  7. Неблагоприятные социально-бытовые условия

Основания для беспокойства:

  1. Грубые грамматические ошибки
  2. Грубые дефекты звукопроизношения

Как развивать речь малыша.

  1. Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
  2. Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
  3. Ежедневно читайте ребенку книги;
  4. Побуждайте к пересказу прочитанного;
  5. Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
  6. Играйте с ребенком;
  7. Не подражайте неправильному произношению ребенка;
  8. Разумно подбирайте игрушки;
  9. Создайте комфортный психологический климат.

В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Ваша речь – образец для подражания.

Счастливых минут общения с детьми.

Особенности психического развития 4-5 лет

Развитие психических процессов у детей 4-5 лет

Мы с вами находимся на переходном этапе, когда ваша дочь или сын уже не малыш, но ещё и не старший дошкольник. Ребёнок становится более выносливым, любознательным, общительным. Взрослый для него – источник новой информации, поэтому давайте ребёнку правдивые, чёткие и развёрнутые ответы, не оставляйте без внимания вопросы вашего чада. Ребёнок активно осваивает новые


виды деятельности, что влечёт за собой активное развитие психики. Внимание дошкольника становится произвольным, а это значит, что им можно управлять с помощью слов, жестов и указаний взрослого. Конечно это ещё не самоконтроль, но ребёнок способен более длительно выполнять задания, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца. Постепенно возрастает концентрация и объём внимания.

Растёт потребность ребёнка воздействовать на окружающих. Здесь на помощь приходит речь. Речь включается во все виды деятельности ребёнка. Он постоянно что-то спрашивает, рассказывает, рассуждает, привлекает к себе внимание. В возрасте 4-5 лет наблюдается период интенсивного развития всех функции, сторон и форм речи. Расширяется активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи, слова сочетаются грамматически правильно. Вы заметите, как ребёнок всё больше общается со сверстниками, осваивая нормы поведения в обществе, коллективе. Особую радость у окружающих вызывает процесс словотворчества. Это необходимый этап в развитии не только речи, но и психики в целом.

Восприятие ребёнка 4-5 лет превращается в особую деятельность. У него есть конкретные цели, способы и результат. Успешность такой деятельности зависит от того, насколько ребёнок овладел способами обследования предмета (об этом мы говорили ранее), усвоил сенсорные эталоны. На первый план при обследовании выходят зрение и осязание, в уме ребёнок уже может представить возможные варианты применения предмета. При правильном подходе к 6-7 годам зрительное восприятие станет ведущим и рассматривая предмет ребёнок может охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Постепенно усложняется восприятие времени и пространства. Ребёнок с легкостью определяет положение предмета относительно себя, а вот с восприятием времени ещё существуют сложности. Необходимо обращать внимание сына или дочери на части суток, обсуждать, что люди делают утром, днём, вечером, что после ночи снова наступает утро.

Главный вид памяти в 4-5 лет – это образная. Если раньше в памяти малыша закреплялись отрывочные представления, яркие впечатления, то в памяти ребёнка 4-5 лет хранятся уже целостные образы, которые при словесном описании всплывают в сознании. Изменяется содержание двигательной памяти. Примером этого служат сложные танцевальные движения, участие в подвижных играх. Выполняя движения, ребёнок может так же проследить за выполнением движения другим ребёнком. При слушании литературных произведений развивается словесная память, увеличивается количество слов, которые ребёнок может запомнить и воспроизвести через 1 или 15 минут. Память, как и другие процессы, в возрасте 4-5 лет начинает приобретать произвольность, но все ещё остается эмоциональной, основанной на ярких впечатлениях. Не забудьте об этом, когда будете организовывать игры и развивающие занятия с сыном или дочерью.

Четырёх летнего ребёнка привлекает процесс комбинирования уже знакомого, создания новых персонажей, развития сюжета, словом фантазирования. Дошкольник использует в игре предметы-заместители. которыми вы научили его пользоваться в прошлом году, хотя и реальные предметы способны вызвать процесс воображения, расширить сюжет игры. Младший дошкольник не может пока воссоздать произведение без опоры на его иллюстрацию. У детей 4-5 лет творческие проявления наблюдаются в театральных играх, рисовании, ручном труде и словотворчестве (сочинительстве). Предметом фантазии становится событие, которое очень впечатлило ребёнка, получило в нём эмоциональный отклик. Вашему сыну или дочери ещё не доступно умение предвидеть результат деятельности и фантазия его не подчиняется словесной инструкции. На просьбу что-то придумать, ребёнок скорее всего ответит отказом, хотя в играх вы заметите, как стремительно развивается воображение. Целенаправленное воображение развивается под влиянием взрослого, которые побуждают ребёнка планировать свою деятельность и проговаривать все этапы работы. Речь делает процесс воображения и планирования осознанным. Развитие воображения позволяет ребёнку заполнить пробелы в знаниях об окружающем мире.


В возрасте 4-5 лет значительно расширяются границы познания и мышление носит внеситуативный характер. Ребёнок может делать умозаключения о предметах, которые не доступны ему в данный момент. Дошкольник с лёгкостью классифицирует предметы, объединяет группы по определённым признакам, пытается делать логические умозаключения. Развитию мышления способствуют наблюдения, эксперименты и простые опыты. Важно все свои мысли оформлять речью. В дальнейшем необходимость делать это отпадёт, а пока речь – верный способ развития таких функций мышления, как анализ, синтез и планирование. Главным условием развития мышления остаётся позиция взрослого. Отвечая на многочисленные вопросы младшего дошкольника, вы научите ребёнка думать и рассуждать, сравнивать и делать выводы, а так же самостоятельно получать информацию, которая его интересует.

Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет

Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.

Полнотексты методик доступны на сайте Практический психолог ( practic.childpsy.ru ) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, теоретическим . Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. планирующее воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возраста

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/13/psikhologicheskie-osobennosti-detey-4-5-let, http://detky.info/4-5-let/razvitie-psihicheskih-protsessov-4-5/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-4-5-let.html, http://www.childpsy.ru/lib/metodics/17720/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сахар в крови у ребенка 4 7

Какой уровень глюкозы в крови считается далее...

Тест на определение способностей и склонностей ребенка

Интересы и склонности ребенка Раннее далее...

Диагностика определения готовности ребенка школе

Методика определения готовности ребенка к обучению в школе (Немов, Р.С. далее...

Популярные статьи

Интересно