Главная » Развитие ребенка

Основные этапы речевого развития ребенка

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни.

Овладение ребёнком речью в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже.

У каждого возраста есть своя норма .

Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития

Самым первым проявлением речи ребёнка является крик. Крик – первая голосовая реакция ребёнка.И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

2 -3 мес.На смену крику приходит гуление . Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

При нормальном развитии ребёнка гуление постепенно переходит в лепет.

7 – 9 мес. Дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя и т.д. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами, предметами, действиями.

9 -11 мес. Дети подражают звукам речи взрослых.

11 -13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: мама , дядя и т.д.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: - Папа, ди (папа, иди). Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. Можно выделить в этот период этап физиологического аграмматизма , когда ребёнок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: Мама, дай кука (Мама, дай куклу). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребёнок употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

В 1 – 3 года дети многие звуки родного языка переставляют, опускают, заменяют более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков). Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт).

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (О, У И, А, Э, Ы, дифференциация согласных по твердости, мягкости. [б], [б'], [д], [д'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к`], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'], [х], [х'], [й]) строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения ( Папа купил мне новую грузовую машину , Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик ). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок ( пить чашки , копать лопатком ). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребёнка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удаётся в полном объёме сформировать полноценную речь.

3 -4 года. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи,

постепенно формируются навыки словообразования.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения

( Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные ). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят

к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и свистящие [ц], сонорные [л], и [л'], [р] и [р']); почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

7 лет. Высказывания детей достаточно пространные, улавливается определённая логика изложения. Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребёнка, дать образец ответа и немного поучить его правильно произносить это слово, и он быстро введёт это новое слово в самостоятельную речь. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

К 7 годам ребёнок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребёнок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье .Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.

Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Зонды постановочные

Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст. так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: а-а-а-а , гу-у-у , а-бм , бу и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: гн-агн , рн , кхн и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова. которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи . потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию. ) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Ищите меня в социальных сетях:

http://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

Основные этапы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Нарушение речи – одна из самых распространенных форм патологии у детей. Речевыми нарушениями страдают до 30% дошкольников. Между тем только правильная речь с нормальным звукопроизношением и развитым фонематическим слухом дает возможность ребенку успешно обучаться в школе.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет своевременно начать коррекционную работу и тем самым предотвратить вторичные нарушения в школьном возрасте. Недостаточность понимания обращенной речи, плохая дифференциация звуков речи, малоподвижный артикуляционный аппарат или неврологические заболевания требуют незамедлительной помощи логопеда в форме консультативных или регулярных занятий.

Итак, рассмотрим основные этапы формирования речи детей.

1 этап – подготовительный (от 0 до 1 года)

Крик – это первая врожденная голосовая реакция ребенка на действие раздражителей. По первому крику можно судить о здоровье новорожденного. Если ребенок родился в асфиксии и закричал не сразу – это будет первый настораживающий симптом. В процессе родов ребенок из водной среды переходит в воздушную и начинает дышать. Кислород поступает в кору головного мозга. Если ребенок не закричал – клетки мозга не получают питания и начинают отмирать. Тогда в коре головного мозга образуется очаг поражения и впоследствии развиваются речевые нарушения.

В первые 1,5 – 2 месяца жизни основной звуковой реакцией младенца является плач – реакция на различные воздействия, такие как боль, голод, температуру и т.д.

У 2-х месячного у здорового ребенка плач возникает не только в ответ на дискомфорт, но и при прекращении общения с ним. В дальнейшем плач приобретает характер активной реакции протеста, например при появлении незнакомых людей, или в ответ на то, что отобрали игрушку.

На середину второго месяца жизни приходится начало гуления («агуканья»), что знаменует качественно новый этап в звуковом развитии ребенка. Гуление – звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Оно появляется у всех детей. Малыш произносит различные гласные звуки, комбинирует их, играет ритмом и высотой. В процессе гуления ребенок тренирует свой голосовой аппарат.

В 3 месяца ребенок старается воспроизвести не только звуки материнского голоса, но и его интонацию.

С 6-месячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. Лепет – это начало собственной речи ребенка. У ребенка появляются звукосочетания типа ба, да, та. Такой лепет называют простым, так как слогоподобные звукосочетания еще не четкие. Со временем простой лепет переходит в слоговый, т.е. у ребенка формируется структура слога с ударным гласным на конце. В этом возрасте лепет становится основным средством общения и используется для привлечения внимания взрослого.

У 9-месячных детей лепет называют словесным: появляются сложные звукосочетания «ака», «ата», «баба» и т.д. Главная характеристика этих слов – многозначность. Например, словом «ака» малыш называет и ягоду, и конфету, и сахар.

Гуление не у всех детей переходит в лепет! У детей глухих и слабослышащих гуление затухает.

К концу первого года жизни ребенок обладает достаточно большим пассивным словарем – около 50 слов. Качество первых слов и скорость их приобретения индивидуальны для каждого ребенка и находятся в прямой зависимости от общего психического развития.

2 этап – преддошкольный (от 1 – 3 лет)

В возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев у детей появляются первые однословные предложения. Они не только обозначают предмет или лицо, но и действия с ними.

Быстрое увеличение количества слов в словаре дает возможность ребенку перейти от однословных предложений к двухсловным. Происходит качественное изменение речи, утрачивается многозначность слова.

В период 1,5 – 2 лет наблюдается явление физиологического аграмматизма – ребенок пользуется 2 – 3 словной фразой, но правильно ее не оформляет (мама, да кука! ). Период физиологического аграмматизма при нормальном речевом развитии у детей длится всего несколько месяцев, и достаточно быстро, без специальной логопедической помощи дети начинают усваивать правильные грамматические категории.

На втором году жизни ребенок может привлечь внимание словом, сообщить что-либо, потребовать. Таким образом, речь становится вовлеченной в деятельность ребенка.

Уже с 2 лет дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Они даже способны изменять интонацию в зависимости от игры и обстановки.

Первыми в детской речи появляются существительные, позднее — глаголы и некоторые наречия, а затем прилагательные. Числительные усваиваются очень медленно, а еще позднее появляются служебные слова (предлоги).

Главное достижение ребенка на протяжении второго года жизни — усвоение грамматических конструкций. Основной формой речи становится диалог.

Итак, к 3 годам в норме ребенок должен общаться с окружающими с помощью речи, пользуясь простым распространенным предложением, правильно употребляя категорию падежа, числа, лица. Малыш должен знать свое имя, фамилию, имя мамы, папы, близких родственников. В медицинской литературе в качестве нормативной характеристики речи указывается, что нормально развивающийся ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен иметь в активном словаре 250—300 слов.

Что является настораживающим симптомом? Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет общается на уровне лепетных слов и обрывков лепетных предложений. Ребенок может произносить до 70 лепетных слов, но если он не объединяет их в простейшие предложения, это повод обратиться к специалисту и немедленно начинать систематические логопедические занятия!

3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет)

Это период наиболее интенсивного речевого развития. На данном этапе ребенок активно пользуется структурой сложносочиненного и сложноподчиненного предложения с различными придаточными. У ребенка формируются навыки словообразования и словоизменения, он уверенно пользуется падежными конструкциями.

В этом возрасте активно формируется звукослоговая система языка, но в период от 3 до 6 лет наблюдается явление физиологического аграмматизма. Малыш имеет право на смягченное произнесение звуков, на замену свистящих звуков [С] и [З] на шипящие[Ш], [Ж]. У него еще нее сформированы сонорные звуки [Р] и [Л].

К концу дошкольного периода ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться словами различной слоговой структуры, владеть развернутой фразовой речью. Он может рассказать о себе, о своих товарищах, о событиях из окружающего мира.

В это время уровень речевого развития ребенка позволяет быть готовым к звуковому анализу и синтезу, а это, в свою очередь является необходимым условием для успешного овладения навыками письма и чтения в школе.

4 этап – школьный (от 7 до 17 лет)

На этом этапе у ребенка совершенствуется самостоятельная речь и развивается письменная форма речи.

Логопед Ефимова Е. А.

Список используемой литературы:

1. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи».

2. Глухов В.П. «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

3. Работникова.Т.П. «Организация работы логопеда в детской поликлинике».

4. Туманова Т. В. «Онтогенез речевой деятельности».

Источники: http://madou11reutov.ru/osnovnye-etapy-normalnogo-rechevogo-razvitiya-rebyonka, http://www.logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/89-logoped-etapy.html, http://pck.ru/kakaya-nibud-statya-spetsialista/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игра средство воспитания детей дошкольников

Консультация по теме: Игра как далее...

Можно ли продать квартиру ребенком

Продажа квартиры, в которой собственник – несовершеннолетний далее...

Уробилиноген моче ребенка повышен причины

Уробилиноген в моче В норме уробилиноген далее...

Популярные статьи

Интересно