Главная » Развитие ребенка

Нервно психическое развитие детей школьного возраста

Нервно-психическое развитие детей до года

Всесторонний, внимательный, глубокий анализ психического развития детей является предметом исследований многих специалистов: врачей психологов, воспитателей.

Врачу педиатру, для решения задач комплексной оценки состояния здоровья ребенка, необходимо знание основных критериев нормы развития психики и моторики в каждом возрастном периоде ребенка.

Выделяют следующие основные периоды развития ребенка:

  • Младенческий (с 0—1 года)
  • Детский ранний возраст (с 1—3 лет)
  • Предшкольный (с 3—5 лет)
  • Дошкольный (с 5—7 лет)
  • Младший школьный возраст (с 7 — 11 лет)
  • Подростковый (с 11—15 лет).


Подробно остановимся на развитии ребенка в младенчестве. В основном педиатр получает информацию от родителей ребенка, из наблюдения за ним во время приема у врача, анализом социума, который окружает малыша. За первый год своей жизни ребенок проделывает грандиозный, по значению и по достижениям, путь развития. И у каждого ребенка он индивидуальный!

  • уже десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;
  • в 1 месяц — прислушивается к громким звукам, голосу матери; появляется первая улыбка; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку
  • в 2 месяца — начинает произносить отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;
  • в 3 месяца — долго лежит на животе, опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживает её в вертикальном положении; в 3,5 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
  • в 4 месяца, увидев мать, происходит комплекс оживления. Малыш громко смеётся в ответ на обращение, гулит подолгу. Рассматривает и захватывает висящую игрушку;
  • в 5 месяцев — отличает близких людей от чужих; различает строгую и ласковую интонацию матери; берёт игрушку из рук взрослого; ловко переворачивается; устойчиво стоит при поддержке, пытается есть с ложки полугустую пищу;
  • в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пытается ползти, начинает произносить отдельные слоги (лепет), пытается пить с кружки;
  • в 7 месяцев — стучит игрушкой; хорошо ползает; сидит сам; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящейся постоянно в определенном месте (часы, окно);
  • в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками, подражая действиям взрослого: катает, стучит, встаёт в кроватке, «стряпает ладушки», «делает фонарики». Любит погрызть корочку хлеба, яблоко;
  • в 9 месяцев — узнаёт и радуется; переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками; многократно повторяет слоги (па-па, ма-ма);
  • в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;
  • в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пытается делать первые шаги, произносит первые слова (дай, на, ав, мама, баба, би-би);
  • в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками — кормит куклу, баюкает, катает машинку. Ходит самостоятельно, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Врач педиатр определяет, отстаёт или опережает ребенок своих сверстников в тех или иных навыках развития. Советует родителям как помочь развить у ребенка мелкую моторику, освоить новые движения, научиться воспринимать и различать основные цвета и звуки, узнавать и различать предметы.

Несмотря на малый возраст, годовалый ребенок уже имеет свои индивидуальные особенности, виден его темперамент, простейшие навыки, вкусы.

Если педиатр отмечает какие-то отклонения в нервно-психическом развитии ребенка до года, направляет к специалистам для коррекции проблемы: детскому неврологу, психологу, при необходимости, уже эти специалисты проводят коррекцию либо с помощью медикаментов, или психологическую коррекцию.

Квалифицированную помощь можно получить в семейной поликлинике «Доктор — опыт и компетентность».

Нервно-психическое развитие детей

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием. Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Психическое развитие детей раннего возраста

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Задержка психического развития у детей

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ


1. Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

ВУР рефлексы: Сердцебиение – 3 нед. Движения – 10-12 нед. Глотание-20-22 нед. Регул дыхание, сосание – 25-27 нед.

К моменту рождения – 25%нейронов, масса мозга – 10%(у взр2-2,5%). Недост. миелинизация. Недост.торможение. Болев.чувств-ть – низк, Тактильн.чувств-ть – норм, теплорецепция – лучше холод.

Последовательность созревания нервных структур: Красное ядро(ср.мозг)- Таламус- Стриапалидарная система- Прецентральная извилина(Кора)

Зрительн.анализатор – необх.стимуляция светом. Наиб.острота зрения – к 4 годам. Стереоскопическое зрение – 6-9 месяцев. Цветовое зрение – с 3 лет.

Вестибулярный аппарат – норм до рождения.

Слух – развив. К 7 месяцам.

Вкус – основные вкусы сильнее чем у взрослого. В младшем школьном возрасте – оттенки вкуса.

Обоняние – с 2-4месяца до младшего школьного возраста развитие.

4 этапа формирования психики ребенка:
Соматовегетативный – до 2 лет

· Первый месяц (неонатальный)

Психомоторный – 3-6 лет

Этап формирования стабильного эмоционального фона – 7-10 лет

Аффективно-идеаторный этап – 11-12 лет

2. Оценка психомоторного развития детей первого года жизни по основным линиям развития.

Основные линии развития:

o Мелкая моторика (ручная умелость)

o Общая моторика

o Социальная адаптация

§ Ухаживание за собой

Все навыки устанавливаются в 3 этапа: 1.пытается 2.неуверенно 3.полное формирование.

I. Статическая моторика:

· 1,5 месяца – удерживает голову

· 6-8 месяцев - сидение

· 8-10 месяцев – стоит с опорой

· 1 год – самостоятельно стоит

· 3 года – стоит на одной ноге

II. Динамическая моторика:

· Нврожд – таламические некоординированные движения

· Рефлексы новорожденных 3 группы:

§ Стойкие пожизненные: роговичный, коньюктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы, надбровный

· Спинальные сегментарные: хватательный, Моро, опоры, автоматической походки, ползания, рефлексы Галанта(паравертебрально), Переса(по остистым отросткам)

· Оральные сегментарные:сосательный, поисковый (Кусмауля), хоботковый, ладонно-ротовой(Бабкина).

· Миелоэнцефальные позотонические рефлексы –

· лабиринтный тонический(невозм. наклонить голову лежа на спине),

· ассиметричный шейный тонический рефлекс(поза лучника на поворот головы в сторону лука),

· симметричный шейный тонический рефлекс(приведение подбородка к груди – сгибание рук и ног),

· мезэнцефальные установочные лабиринтные рефлексы(при соприкосновени стоп с опорой голова выпрямляется, Ландау верхний и нижний – лежа на животе поднимает голову и руки(верхн), ноги(нижн)),

· цепные шейные и туловищные установочные рефлексы (поворот головы в сторону вызыв. поворот туловища).

· 2-3 мес. – переворот со спины на бок

· 3-4 месяца – угасание рефлексов, исчезн.тонуса в/к – переворачивание со спины на живот

· 4-5 месяцев – появл. Рефлекса Ландау, переворот с живота на спину

· 7-8 месяцев – сидит, попытки встать

· 12-13 месяцев – полностью ходит свободно – М раньше чем Ж

· 2 года – ребенок может ходить по прямой (узкая скамейка)

· 2-2,5 год – ребенок может самостоятельно поворачивать

· 3 года – огибание препятствий, приставной шаг по лестнице

· 3,5-4 года – чередующийся шаг, бег

· 4 года – прыжки в длину, ширину, высоту

· 5-6 лет – движение по команде

· 6-7 лет – маршевая ходьба (с руками)

III. Мелкая моторика:

· 1 мес. – ощупывание пеленок – атетозоподобные движения

· 2-3 мес. – кручение игрушки кистью

· 3-4 мес. – случайно натыкается на предметы к которым тянется

· 6 мес. – ладонный захват

· 7-8 мес. – захват клешней

· 8-9 мес. – щипковый захват

· 1,5 года – норм. хват ручки, карандаша

· 3 года – не ловит мяч

· 4-5 лет – синхронизирует полет мяча с руками

· 6-7 лет – завязывание шнурков, четкая координация в играх с мячем

Источники: http://www.doctor-ok.ru/articles/5/81/, http://onethree.ru/razvitie/nervno-psixicheskoe-razvitie-rebenka, http://helpmenow.do.am/index/nervno_psikhicheskoe_razvitie_detej/0-34

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Способность к регуляции у детей с зпр

Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у далее...

Этиология внебольничной пневмонии у детей

Жаркова Л.П. Петроченкова Н.А. Амоксициллин/клавуланат, относящийся к группе ингибиторозащищенных пенициллинов, далее...

Опрелости ребенка лечение народными средствами

Лечение опрелостей народными средствами Несмотря далее...

Популярные статьи

Интересно