Главная » Развитие ребенка

Мониторинг речевого развития детей с онр

Материал по логопедии (старшая группа) по теме:
Мониторинг речевого развития.

Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:

  • степень самостоятельности выполнения заданий;
  • полнота и обобщенность ответов;
  • степень соответствия детской речи условному эталону нормы

При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.

Обследование компонентов языковой системы

Для выявления динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследованию подлежит:

-пассивный и активный словарный запас;

- понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфемами): суффиксами, префиксами, флексиями;

- словоизменение и использование предлогов;

- словообразование и подбор слов с противоположным значением;

- слоговая структура многосложных составных слов;

- объем и типы предложений;

- понимание и пересказ прочитанного текста;

- умение составить рассказ по серии картинок;

- уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

В процессе работы используются различные методические приемы.

Для выявления уровня экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • самостоятельное называние профессий и времен года: логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением профессий и времен года, а затем назвать их («Назови профессию», «Назови время года»);
  • подбор предметов к заданному слову:»Овощи- это…» и т. д.;
  • самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: детенышей животных, частей тела человека и предметов, малознакомых предметов;
  • самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: прилагательных по цвету, форме («Огурец овальный, зеленый, а помидор, солнце какие?») и т.д.);
  • подбор прилагательных к существительным («Рубашка какая?»…);
  • подбор относительных прилагательных (ребенок должен как можно больше назвать слов, которые отвечают на вопрос, н- р: какая);
  • подбор притяжательных прилагательных («Это чей хвост?» и т. д);
  • подбор синонимов (Мальчик грустный, а по-другому как сказать? невеселый, печальный);
  • подбор глаголов к существительным с использованием соответствующего картинного материала («Лошадь что делает?»);
  • называние глаголов прошедшего времени ( «Сегодня Оля кушает, а вчера…?» и т. д.);
  • называние глаголов совершенного вида с использованием соответствующего картинного материала («моет- вымыла»…);
  • подбор слов противоположных по смыслу (антонимов) с использованием картинного материала («Толстый, а наоборот тонкий»)

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:

  • показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
  • показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
  • показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  • образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

( Игра «Назови ласково»);

  • согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе ;
  • согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
  • образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
  • употребление предлогов ( «Скажи, где сидит птица?»…);
  • употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
  • образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»).

При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:

  • повтор вслед за логопедом сочетаний из 3-4 слогов в определенной последовательности (да-та-да, та-да-та…);
  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам: корка-горка..);
  • Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам: речка-редька, рейка-лейка…);
  • определение наличия заданного звука в словах (заданный звук должен находиться в словах в разных позициях, при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
  • выделение ударного гласного звука в начале слова (при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
  • выделение согласного звука в конце слова ( перед ребенком лежат картинки, логопед называет картинки, выделяя голосом конечный гласный звук- ребенок должен назвать конечный звук);
  • звуковой анализ слов (Перед ребенком лежит картинка, логопед произносит утрировано слово, а ребенок называет звуки и выкладывает схему слова, н – р: кот);
  • определение места заданного звука (начало, середина, конец слова) (Перед ребенком лежит картинка, логопед просит назвать слово и определить место звука);
  • определение ударного слога (логопед вместе с ребенком произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а затем просит ребенка повторить слог, который больше выделялся при произнесении);
  • деление слов на слоги (логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и определить, сколько в слове слогов. При затруднениях логопед прохлопывает слово вместе с ребенком)

Для выявления уровня развития связной речи используются следующие приемы:

  • составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
  • пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию. После повторного чтения, с установкой на пересказ, ребенок должен рассказ пересказать);
  • составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»);

Для обследования состояния звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков, которые искажаются, заменяются, смешиваются ребенком (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные). Ребенку предлагается произнести звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние слов с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры.

Мониторинг речевого развития детей с ОНР

Мониторинг уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи -таблицы для логопеда.

Таблица 1. Обследование уровня познавательной деятельности детей (начало года).

Таблица 2. Обследование уровня познавательной деятельности детей (конец года).

Таблица 3. Обследование уровня моторной сферы (начало года).

Таблица 4. Обследование уровня моторной сферы (конец года).

Таблица 5. Обследование уровня развития импрессивной речи (начало года).

Таблица 6. Обследование уровня развития импрессивной речи (конец года).

Таблица 7. Обследование уровня развития связной речи (начало года).

Таблица 8. Обследование уровня развития связной речи (конец года).

Таблица 9. Обследование уровня развития словаря (начало года).

Таблица 10. Обследование уровня развития словаря (конец года).

Таблица 11. Обследование уровня развития словообразования (начало года).

Таблица 12. Обследование уровня развития словообразования (конец года).

Таблица 15. Обследование уровня звукопроизношения (начало года).

Таблица 16. Обследование уровня звукопроизношения (конец года).

Таблица 18. Обследование уровня развития грамматического строя речи (начало года).

Таблица 19. Обследование уровня развития грамматического строя речи (конец года).

Таблица 20. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (начало года).

Таблица 21. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (конец года).

Таблица 22. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (начало года).

Таблица 23. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (конец года).

Бычкова Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки»,
г. Брянск

Автор: Кочергина Елена Николаевна, логопед первой квалификационной категории, ДОУ «Жемчужинка», город Куйбышев

С 2003 года в ДОУ «Жемчужинка» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. На данный момент таких групп две. Эти группы посещают дети с особыми образовательными потребностями: у них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление личности. Кроме этого, у детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, наблюдаются быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение процессов припоминания и последовательности событий. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания.

Миссией дошкольного учреждения является оказание помощи и поддержка семей в оздоровлении, развитии, а также в реабилитации детей с речевыми нарушениями.

В практике логопедической работы значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести, посещающих группы компенсирующей направленности.

Важным этапом коррекционной работы является обследование. От правильно проведенного обследования зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы учителя - логопеда определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

Организация эффективного обучения детей невозможна без проведения тщательной педагогической диагностики (мониторинга), цель которой – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.

При проведении педагогической диагностики (мониторинга) учителя - логопеды ДОУ «Жемчужинка» используют методическое пособие А.М.Быховской и Н.А.Казовой «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» (Издательство: СП, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013 г.). В данном пособии четко прописаны критерии оценки (вбаллах - от 0 до 3), дана четкая формула вычисления показателя уровня развития речи, приведены удобные таблицы. И, самое главное, дан весь речевой материал.

Данный мониторинг позволяет провести исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР.

Мониторинг состоит из четырех блоков:

«Раннее психомоторное и речевое развитие поведение и психомоторная сфера».

«Неречевые психические функции».

«Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика представленногомониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учителя - логопеды, используя данную методику, имеют возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов воспитанников в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.Периодичность мониторинга, проводимого в группах компенсирующей направленности, такова: сентябрь,ноябрь,февраль,май.

В сентябре проводится мониторинг детского развития, логопедическое и нейропсихологическое обследование. С учетом оптимального соотношения клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов выставляется логопедическое заключение. При необходимости родители направляются к специалистам Куйбышевской детской поликлиники (невролог, клинический психолог, отоларинголог, стоматолог, психиатр) для уточнения диагноза, получения рекомендаций по коррекции нарушений речи средствами медицины. Таким образом, сбор анамнестических данных, наблюдения, логопедическое обследование, своевременное направление ребенка к специалистам медицинского профиля позволяют наиболее точно выбрать стратегию работы с ребенком.

По итогам стартового мониторинга развития речи детей педагоги, участвующие в коррекционном процессе, разрабатывают адаптированную программу группы, составляют рабочиепрограммы с учетом специфики речевых нарушений, индивидуальных психофизических особенностей детей.

Результаты педагогической диагностики(мониторинга) учитель - логопед использует при:

планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);

отборе методов, приемов и технологий;

комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Проведение промежуточного и итогового мониторинга развития речи детей, анализ полученных данных с помощью сравнительного метода позволяют:

получить информацию о точности выбранной стратегии коррекционного воздействия;

оценить эффективность используемых приемов;

разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Педагоги, реализующие психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников, отслеживают динамику развития каждого ребенка, оценивают эффективность оказываемой ему помощи по результатам стартовой, промежуточной педагогической диагностики(мониторинга).

В качестве наглядно дидактического обеспечения педагоги используют:

Методический комплект Н.В. Нищевой:

а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4до 7 лет. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010г.;

б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008г.

Дидактический материал по обследованию речи детей/ О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. М. Аркти, 2001г.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/10/30/monitoring-rechevogo-razvitiya, http://logoportal.ru/monitoring-rechevogo-razvitiya-detey-s-onr/.html, http://vospitateljam.ru/sistema-monitoringa-rechevogo-razvitiya-detej-v-gruppax-kompensiruyushhej-napravlennosti-dou-zhemchuzhinka/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Эфералгановые свечи для детей 80 мг

К сожалению, почти все дети болеют различными остро-респираторными и далее...

Проект развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Презентация к занятию по математике (старшая группа) далее...

Суспензия глистов детей цена

Пирантел для детей: инструкция по применению Пирантел очень хорошее лекарственное далее...

Популярные статьи

Интересно