Главная » Развитие ребенка

Методы физического развития детей доу

Целью физического воспитания является воспитание здорово­го, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Они направлены на формирование у ребенка рациональных, эконом­ных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровле­ние ребенка .

Оздоровительные задачи направлены на охрану жиз­ни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармонич­ному психосоматическому развитию, совершенствованию защит­ных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воз­действиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивиду­альных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;

— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

— формирование изгибов позвоночника;

— развитие сводов стопы;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста и массы костей;

— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, крове­носных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уде­ляется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, разви­тие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспита­ния ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увели­чивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке ме­ханизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализа­тора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень ва­жен творческий подход. Он способствует раскрытию потенци­альных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую ин­формацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятель­ность организма.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включа­ет в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и на­выков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб­кости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигатель­ных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на орга­низм;

— осознает свои двигательные действия;

— усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; впе­ред—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная реф­лексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет зна­ния об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, живот­ных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особеннос­ти смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кру­гозор.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспита­нии образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ре­бенка к основам кинестетического образования, готовит его к по­ступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разно­сторонне и гармонично развитой личности ребенка.

В процессе физического воспитания осуществляются следую­щие воспитательные задачи :

— потребность в ежедневных физических упражнениях;

— умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

— приобретение грации, пластичности, выразительности дви­жений;

— самостоятельность, творчество, инициативность;

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведе­нии и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию

— создаются благоприятные условия для формирования поло­жительных черт характера (организованности, скромности, отзыв­чивости и т.п.);

— закладываются нравственные основы личности (чувства соб­ственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, ре­шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

— прививается культура чувств, эстетическое отношение к фи­зическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре­шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, ду­ховное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд. испр. - М. Издатель­ский центр «Академия», 2006. - 368 с. С. 39-42.

Физическое воспитание дошкольников

Опубликовано 13.03 | Автор: nata_li

В современном обществе вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей. На сегодняшний день стало очень модно заниматься спортом или просто общеукрепляющими упражнениями, стало очень модно заботиться о своём здоровье, следить за правильным питанием и т.д. Но статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу.

Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).

Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников .

· Охрана и укрепление здоровья ребёнка;

· Закаливание организма ребёнка;

· Развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.

Образовательные задачи физического воспитания дошкольников .

· Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;

· Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);

· Научить ребёнка играть в подвижные игры;

· Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.

Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников .

· Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

· Воспитывать физические качества. К ним относятся: развитие ловкости, развитие быстроты, развитие силы, развитие выносливости. развитие гибкости.

Для решения всех этих задач можно выделить средства физического воспитания дошкольников и различные формы физического воспитания ребёнка . которые достаточно доступны и их можно реализовывать в домашней семейной обстановке.

Средства физического воспитания дошкольника .

1. Специальные гигиенические и социальные условия. К ним относятся очень простые и банальные вещи – ванная комната, кухня, личное пространство ребёнка, спортивные игрушки и т.д.

2. Правильное питание ребёнка.

3. Общение с природой. Сюда подойдут подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения на свежем воздухе, катание на санках, на лыжах, на коньках, на велосипеде, организация прогулок, организация семейных походов и т.д.

5. Организация двигательной активности ребёнка. Необходимо постараться так, чтобы ребёнок в течение всего дня не сидел дома за компьютером или телевизором, а как можно больше двигался, удовлетворяя тем самым свои потребности в двигательной активности. Если этого не обеспечивать, то двигательная активность будет проявляться в чём-то ещё, например, в детских шалостях или в гиперактивности.

6. Закаливание детского организма.

Формы физического воспитания дошкольника.

1. Утренняя гимнастика. Уделите этой форме немного времени, достаточно всего 5 минут в день. Не обязательно в традиционной форме, можно пофантазировать на эту тему. Просто потанцевать с ребёнком под весёлую музыку или поиграть в подвижную игру или выполнить интересный комплекс упражнений в игровой форме. Главное – поднять с утра настроение и хорошенько настроиться на предстоящую деятельность в течение дня.

2. Подвижные игры. Их следует проводить не только на улице, но и дома.

3. Прогулки на свежем воздухе.

4. Дни здоровья. Ошибочно полагать, что дни здоровья бывают только в образовательных учреждениях, их можно устраивать и в домашней обстановке. Для этого практически ничего не надо. Можно конечно заранее подготовиться, подобрать подвижные конкурсы и игры, пригласить гостей (друзей вашего малыша и их родителей) – всё это будет просто замечательно. Но можно пойти достаточно простым путём – организовать катание с горки зимой или велосипедную прогулку с пикником на свежем воздухе. Всё будет зависеть от вашей фантазии и возможностей. Так что включайте воображение и дерзайте.

Методы физического воспитания ребёнка – всё те же методы воспитания, которые были рассмотрены ранее. Это и беседы, и рассказ, и объяснения с разъяснениями. Большое значение здесь имеют практические методы, т.е. методы организации деятельности – упражнение и личный пример. Естественно, все эти методы должны касаться физического воспитания, т.е. если это беседа, то она должна быть, например, о значении утренней гимнастики или о важности культурно-гигиенических процедур и т.д. Ещё можно использовать нетрадиционные методы, которые повысят интерес ребёнка к физической активности, играм и упражнениям.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться .

Дошкольное воспитание

Подробности Опубликовано: 06 ноября 2010 Просмотров: 39592

Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд. испр. - М. Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с. Глава VII. Физическое воспитание. С. 96-102.

В учебнике раскрываются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом новейших психопедагогических исследований в России и за рубежом. Содержание книги соответствует государственным образовательным стандартам и предусматривает преемственность профессионального образования на его второй ступени (в вузе). Кроме того, в учебник включена дополнительная информация для любознательных, педагогические задачи, практические творческие задания, имеющие целью проверку усвоенных знаний. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания, что при определенных условиях обеспечивает ма­лышу физическое развитие.

Понимая общую цель физического воспитания как со­хранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формулируют задачи физического вос­питания немного по-разному. Анализ представленных ниже задач фи­зического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки. Наиболее четким представляется третий под­ход. Он и принят в дошкольной педагогике. Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Все указанные ниже группы задач решаются в каждой воз­растной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.

Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жиз­необеспечивающий смысл. От их успешного решения зави­сит здоровье, а зачастую и жизнь чело­века. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, на­правленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих слу­чаях связана именно с отсутствием заботы об их здоровье или с тем, что она недостаточна.

Забота о здоровье не теряет своей актуальности в отно­шении детей более старшего возраста. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.

Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноцен­ное питание, оздоровительные силы природы, рациональ­ный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение дан­ной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с ме­дицинскими работниками, учета их рекомендаций, инди­видуального подхода к детям, бесед с родителями.

Источники: http://doshkolniki.org/fizkultura/120-czel-i-zadachi-fizicheskogo-vospitaniya-detej-stepanenkova.html, http://nashidetci.ru/fiziceskoe-vospitanie-doshkolnikov/, http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/132-zadachi-sredstva-metody-formy-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенку 11 месяцев понос температура

Понос у ребенка с кровью, слизью и его далее...

Свечи релиф детям можно

Свечи от геморроя для детей Фармацевтические далее...

Амоксиклав 250 мг суспензия для детей

Амоксиклав 250мг+62,5мг/5мл пор. далее...

Популярные статьи

Интересно