Главная » Обучение детей

Особенности детей с тнр

Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида Peculiarities psychological and educational work on the adaptation of children the senior preschool age with serious speech defects to the conditions groups the compensating preschool of combined type Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • Бучилова Ирина Анатольевна
  • Лесиканич Арина Александровна

Выпуск № 4 (20) / 2013

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК: 376.3:159.922
  • АДАПТАЦИЯ ,
  • ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ,
  • ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ,
  • ADAPTATION ,
  • THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN ,
  • SEVERE SPEECH IMPAIRMENT ,
  • PRESCHOOL

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Buchilova Irina Anatolievna, Lesikanich Arina Aleksandrovna

This article discusses the features of adaptation senior preschool age children severe speech impairment to the conditions of the compensation groups preschool of combined type. The directions, methods, form of psychological and pedagogical work on its optimization.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Концепт , Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // Концепт. 2013. №4 (20). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения: 20.09).

Бучилова Ирина Анатольевна et al. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида Концепт (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения: 20.09).

Бучилова Ирина Анатольевна Лесиканич Арина Александровна (2013). Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Концепт URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // Концепт. 2013. №4 (20) С.8-13.

Бучилова Ирина Анатольевна et al. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида Концепт (2013).

Бучилова Ирина Анатольевна Лесиканич Арина Александровна (2013). Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Концепт

Особенности развития мышления у детей с ТНР

Встреча мышления и речи составляет

крупнейшее событие в развитии

индивида, и именно эта связь ставит

человека на небывалую высоту.

Главной целью специалиста в отрасли. дефектологии является во всестороннем изучении психологических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и в соответствующем подборе коррекционной работе в каждом конкретном случаи.

Почти у всех категорий детей с нарушением психофизического и/или умственного развития имеются нарушения речевого развития. принципиально значима тесная связь процессов мышления и речи для развития психологической деятельности ребенка.

Мышление и речь – это составные интеллекта, однако крик. лепет и даже первые слова ребенка являются этапами речевого развития и мало связаны с интеллектом. Речь же ребенка на данном этапе является эмоционально-экспресивной и коммуникативной формами поведения, то есть способами чувств. Позже мышление и речь сближаются и появляется новая форма, в следствии. которой ребенок начинает понимать функцию речи. Именно на данном этапе речевое развитие приобретает интеллектуальный характер. Дети с тяжелым нарушением речевого развития значительно отличаются от нормального онтогенеза. В следствии. детей с задержкой речевого развития можно поделить на две группы с низкой познавательной активностью ,от детей этой группы взрослый редко услышит вопрос, пассивны, медлительны, с медленной не выраженной речью. У других детей, наоборот, речь активна, но несет низкую смысловую структуру. Заданные вопросы направлены на внешние, видимые глазу, признаки предмета. а не на его суть. И, за частую, они даже не ждут ответ на заданный вопрос или не вникают в сам ответ. Эти дети отличаются от первой группы своей расторможенностью и многословностью. Речь эмоциональна. Однако, в обоих случаях заметно ограничение активного и пассивного словаря ребенка, количество глаголов и своеобразие выражений.

У некоторых из этих детей с тяжелыми нарушениями в речевом развитии преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с удовольствие соглашаются почитать книгу со взрослым, внимательно слушают несложные сюжеты. Однако по окончанию чтения сложно идут на беседу, из-за несформированной репродуктивной фазы речи - монолога. Дети не могут пересказать прочитанное (услышанное). не задают вопросы по тексту. В случаи заинтересованности в беседе ребенок постоянно переходит с одной темы на другую.

Значительная часть детей с тяжелыми нарушениями в речевом развитии стараются отстраниться от общения со взрослыми, незнакомыми и малознакомыми людьми. Дети замыкаются в себе. В кругу ровесников не наблюдается интереса в контакте, плохо ориентируются в ситуациях общения.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Гродно, Республика Беларусь

Научный руководитель: М.В. Пивоварчик

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье рассматриваются проблемы развития памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи. Подчеркивается значимость мнестической деятельности в становлении психических функций ребенка. Также отмечаются основные особенности памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Ряд исследователей ( А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и др.) указывали на то, что память и речь существуют в неразрывном единстве, и нарушение одного влечет за собой нарушение другого. Следовательно, несформированность памяти в различной степени свойственна всем детям с тяжелыми нарушениями речи. Нарушение мнестической деятельности влечет за собой нарушение других психических функций, что в значительной степени затрудняет сам процесс усвоения знаний.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы, связанные в первую очередь с речевым развитием детей. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, что обуславливает активный характер мнестической деятельности человека.

Слухоречевая память – это необходимый компонент познавательной деятельности. Она связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым [2] постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.

Исследованиями памяти детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Г.С. Гуменная, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др. Выяснилось, что объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы.

Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.

При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Например, у детей с его задержкой нет выраженных различий в объемах слуховой и зрительной памяти. При исследовании преднамеренного запоминания у детей с тяжелыми нарушениями речи выявлены некоторые особенности: они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты ниже по сравнению с нормой [1].

Для детей с дизартрией характерны нарушения онтогенетически ранних форм памяти: двигательно-кинестетической и эмоциональной. Отмечается низкий объем всех видов кратковременной памяти, в особенности слухоречевой, слабость прочности удержания воспринимаемого материала. Во многом страдает и долговременная память. Нарушены процессы запоминания и воспроизведения, особенно страдает отсроченное воспроизведение. Для детей характерна трудность при запоминании вербальной информации и снижены параметры в смысловой обработке материала [1].

Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.

Допущенные при воспроизведении ошибки дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех категорий детей. Так, через 10 мин они воспроизводят пять слов, на следующий день одно-три слова. Для детей с моторной алалией особенно сложно воспроизведение середины серии из десяти слов.

Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала - правого.

Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Это связано и с особенностями внимания. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания [1].

Таким образом, у детей данной категории наблюдаются следующие особенности памяти:

1) объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;

2) общее снижение функции слуховой памяти;

3) низкий уровень отсроченного воспроизведения;

4) низкий уровень продуктивности запоминания;

5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

This article discusses the problems of development of memory in children with severe speech disorders. The significance mnestic activity in the development of mental functions of the child. Also highlights the main features of memory in children with severe speech disorders.

1. Денисова, О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. – М. Владос, 2008. – 175 с.

2. Немов, Р. С. Общая психология. в 3-х т. – М. Юрайт, 2014.– Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. – 1007 с.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1, http://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-mishleniya-u-detey-s-tnr-1101247.html, http://ebooks.grsu.by/1/conf_nauch/index.php/omelko-yu-v-osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detej-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Средства уходу кожей ребенка

Здоровье новорожденного: уход за кожей далее...

Непрекращающийся насморк у ребенка

Добрый день!Дочери 2,5 далее...

Как снять сухой кашель у ребенка

Коварный ларингит: как снимать приступы кашля далее...

Популярные статьи

Интересно