Главная » Обучение детей

Особенности адаптации детей младшего школьного возраста

Современные особенности социальной адаптации младших школьников Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Беккер И. Л. Мельникова Е. А.

В статье затронута проблема социальной адаптации младших школьников. Авторы рассматривают особенности современного процесса социальной адаптации в начальной школе и предпринимают попытку систематизировать показатели социальной адаптированности.

Научная статья по специальности Воспитание в общеобразовательной школе из научного журнала Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского , Беккер И. Л. Мельникова Е. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Беккер И. Л. Мельникова Е. А. Современные особенности социальной адаптации младших школьников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09).

Беккер И. Л. et al. Современные особенности социальной адаптации младших школьников Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09).

Беккер И. Л. Мельникова Е. А. (2008). Современные особенности социальной адаптации младших школьников. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Беккер И. Л. Мельникова Е. А. Современные особенности социальной адаптации младших школьников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10 С.131-134.

Беккер И. Л. et al. Современные особенности социальной адаптации младших школьников Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (2008).

Беккер И. Л. Мельникова Е. А. (2008). Современные особенности социальной адаптации младших школьников. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского

Социальная психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

1. «Социальная психологическая адаптация»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Кафедра социальной работы и психологии
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему:
Выполнила студентка:
Чернявская Екатерина Дмитриевна
факультета заочного обучения
группы ПЛ-42зс
Научный руководитель
доц. к. психол. н.
Волобуева Н.М.

В качестве объекта
исследования выступила
процесс адаптации.
Предметом данной работы
стали социальнопсихологическая адаптация
детей младшего школьного
возраста.

Цель нашего исследования – изучить
содержание социально-психологической
адаптации младших школьников и условия,
которые ей способствуют.
Основные задачи бакалаврской работы:
рассмотреть психологические особенности
ребенка в младшем школьном возрасте;
выявить наиболее актуальные аспекты
проблемы адаптации младших школьников;
изучить особенности социальнопсихологической адаптации младших
школьников;
разработать программу психопрофилактической
работы со школьниками по адаптации к учебновоспитательному процессу в школе.

Методики:
«Стиль педагогического общения
учителей» (А.Б.Майский и Е.Г.Ковалева)
«Эмоциональная близость к учителю»
Р.Жиля;
проективный рисунок - тест Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»;
методика «Кружки»;
анкета для определения школьной
мотивации (Н.Г. Лускановой);
«Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г.
Венгера;

В исследовании принимали участие 10 учителей и
75 первоклассников БМОУ СОШ № 7, г. Белгорода
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап – определить стиль педагогического общения
учителей начальных классов;
2 этап – выявить уровень социально-психологической
адаптации первоклассников к школе;
3 этап – сравнить анализ собранных фактических
данных.

Процентное соотношение учителей по стилю
педагогического общения.

Результаты уровня личностной тревожности учащихся в
младших классах, связанные с эмоциональной
близостью к учителю
Класс
Стиль
педагогического
общения учителей
1 б
авторитарный стиль
1 а
демократический
стиль
либеральнопопустительский
стиль
1 в
Оценка
Средний уровень
Высокий уровень
тревожности
тревожности
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
15
60
10
40
6
24
19
76
8
32
17
68

Результаты исследования школьной мотивации
(анкета Н.Г.Лускановой)
Оценка
Клас
с



Стиль
педагогическо
го общения
учителей
авторитарный
стиль
демократическ
ий стиль
либеральнопопустительск
ий стиль
Высокий
уровень
Колво учся
Средний
уровень
%
Колво
уч-ся
3
12
5
1
Низкий
уровень
%
Колво
уч-ся
%
9
36
13
52
20
11
44
9
36
4
9
36
15
60

Результаты исследования отношения детей к школе
(методика Н.Г.Лускановой)
Оценка
Клас
с
1 б
1 а
1 в
Высокий
уровень
Стиль
педагогическо
го общения
учителей
Кол-во
уч-ся
авторитарный
стиль
демократическ
ий стиль
либеральнопопустительск
ий стиль
Средний
уровень
%
Колво
уч-ся
4
16
6
2
Низкий
уровень
%
Колво
уч-ся
%
11
44
10
40
24
12
48
7
28
8
11
44
12
48

Результаты сформированности «внутренней позиции школьника»
учащихся младших классов, как показатель успешности протекания
адаптационного периода
Класс
Стиль
педагогического
общения учителей
1 б
авторитарный стиль
1 а
демократический
стиль
либеральнопопустительский
стиль
1 в
Ориентация на
дошкольные
виды
Содержательный
деятельности,
характер
на формальные
стороны
обучения
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
16
64
9
36
21
84
4
16
14
56
11
44

Показатель уровня адаптации первоклассников
Стили педагогического общения
Показатель
уровня
адаптации
первоклассников
Средняя
адаптация
Низкая
адаптация
Авторитарный
ЛиберальноДемократически
попуститель
й
ский
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
16
64
20
80
13
52
9
36
5
20
12
48

онлайн

Все презентации

для детей младшего школьного возраста (6-10 лет)

Просим тебя ответить на наши вопросы, высказать свои пожелания, которые мы постараемся учесть.

1.Фамилия, имя ­­­­ _________________________________________________

2. Сколько тебе лет? ______________________________________________

3. Какой кружок ты посещаешь?____________________________________

4. Кто тебе посоветовал выбрать это занятие?_________________________

5. Что тебя привлекло больше всего: (обведи кружком)

а) интересные занятия,

б) понравился преподаватель,

в) понравились ребята,

г) хотел бы научиться (чему)? ______________________________________

6. Где и как в будущем ты надеешься применить полученные здесь знания и умения? _______________________________________________________

7. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?___________________________

8. Чем ты любишь заниматься в свободное время? ____________________

9. Назови свои любимые сказки. ___________________________________

10. назови свои любимые игры. ____________________________________

11. В каком еще кружке ты хотел бы заниматься? ____________________

12. Придумай сам свой кружок, в который бы тебе хотелось ходить.

Внизу нарисованы отрезки, каждая из них это какое-то твое качество. Например, черточка «ум»:

ниже ее (там, где «нолик») – самый глупый человек, вверху (там, где «десять») – самый умный.

Нужно на этих отрезках «крестиком» (х) отметить себя .

10 10 10 10 10 10 10

для детей среднего школьного возраста (11-14 лет)

Просим тебя ответить на наши вопросы, высказать свои пожелания, которые мы постараемся учесть. Заранее благодарим тебя за ответы.

1. Фамилия, имя ______________________________________________

2. Сколько тебе лет? _____________________________________________

3. Какой кружок ты посещаешь?___________________________________

4. Кто тебе посоветовал выбрать это занятие?________________________

5. Что тебя привлекло больше всего: (обведи кружком)

а) интересные занятия,

б) понравился преподаватель,

в) понравились ребята,

г) хотел бы научиться (чему)? ____________________________________

6. Где и как в будущем ты надеешься применить полученные здесь знания и умения? ______________________________________________________

7. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? __________________________

8. Чем ты любишь заниматься в свободное время? ____________________

9. Сколько лет (всего) ты занимаешься в Центре творчества, детском клубе? ________________________

10. Назови три вида деятельности, которыми ты хотел бы заниматься в Центре развития творчества (даже такие, которых еще нет) _______________________________________________________________

Внизу нарисованы отрезки, изображающие различные человеческие качества. Например, черточка «ум»:

ниже ее (там, где «нолик») – самый глупый человек, вверху (там, где «десять») – самый умный.

Нужно на этих отрезках «крестиком» (х) оценитьсебя.

10 10 10 10 10 10 10

б) не очень;

а) пришел;

- низкий уровень обучения и воспитания

- что-либо другое (что?) __________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Есть ли какие-либо критические замечания в адрес:

- администрации Центра ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - руководителя кружка (студии) _____________________________________ _________________________________________________________________

14. Что Вы можете предложить для улучшения работы Центра развития творчества?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за ответы на вопросы нашей анкеты. Надеемся на Вашу заинтересованность в занятиях Вашего ребёнка в нашем образовательном учреждении дополнительного образования детей.

АНКЕТА для обучающихся

по удовлетворённости занятиями в ЦРТДиЮ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,

в) нет – 0 баллов.

Подсчет общего коллектива баллов:

0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к занятиям;

8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.

16-20 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают,

но, в основном, с целью организации времяпрепровождения.

21-27 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.

28-30 баллов – высокий уровень учебной мотивации.

TPL_BEEZ2_ADDITIONAL_INFORMATION

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov, http://ppt-online.org/36488, http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/metodicheskaya-kopilka/89-rekomendatsii-po-o

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ветрянка без температуры детей симптомы

Ветрянка у детей, далее...

Диагностика нарушений психофизического развития детей

Лебединский В.В. Книги онлайн Лебединский Виктор далее...

Пневмония у маленьких детей

Воспаление легких (пневмония) может появиться по далее...

Популярные статьи

Интересно