Главная » Обучение детей

Критерии готовности детей к обучению в школе

3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности (40).

4) Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных взаимодействий.

2. Критерии психологической готовности детей к школьному обучению

Вариативность программ обучения детей в школе сделала актуальной задачу разработки критериев, по которым можно определить уровень готовности ребёнка к обучению.

Американские психологи (Я. Йирасек и Керн) уделяют наибольшее внимание исследованию интеллектуальных, эмоциональных и социальных компонентов: в интеллектуальном развитии ведущими являются критерии сформированности процессов познавательной деятельности и речевой функции, в эмоциональном — способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости, в социальном — коммуникативная активность, адекватность самооценки, сформированность социальной позиции.

Другой подход к выделению критериев готовности к школе представляют отечественные психологи. Д.Б. Эльконин выделяет в качестве основных критериев: сформированность функций замещения предмета, умение подчиняться правилам и инструкциям, сформированность операций мыслительной деятельности.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качественных характеристик, позволяющих адаптироваться в школе, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина. Они включали в понятие готовности к обучению развитие самоконтроля и саморегуляции, произвольного поведения, умение решать интеллектуально-практические задачи продуктивными способами деятельности.

Критерии РЕАЛЬНОЙ готовности вашего ребёнка к школе в разных культурах

Школьная зрелость вашего ребёнка - ключ к его успеваемости

Как же определить реальную готовность вашего ребёнка к школе? Наша задача — помочь осознать типичную ошибку, которую допускают родители, когда в качестве критерия готовности ребёнка к школе ориентируются на «паспортный возраст» ребёнка, а не на его «биологическую зрелость» и социально-психологическую готовность к обучению.

В последние годы всё больше детей физиологически не успевают созреть к школе. То есть, физически они вполне соответствуют уровню первоклассника, а вот по зрелости их нервной системы и мозга они часто отстают в среднем на 0,5-1,5 года. Ведут себя инфантильно, как ребёнок из детского сада, и по сути совершенно не готовы к школе.

Это очень чётко видят бабушки. Они, как правило, говорят: В его возрасте ты уже умела это , это и это ! А твой. просто 5-ти летний ребёнок какой-то! Какая школа!?

Кардинальная проблема системы образования сегодня - излишне раннее определение вашего ребёнка в школу

Отсюда - досадные проблемы с чтением, дисграфия, дислексия, зеркально перевёрнутые буквы и цифры.

А чтение — это же основа образования как такового!

Одна из причин — дефицит внимания или «синдром дефицита внимания» - СДВ а иногда и с гиперактивностью - СДВГ

автор, MD, Associate Professor of Social Psychology, Владимир Пýгач (Москва)

Традиционные (реальные) критерии оценки готовности ребёнка к школе

Родители определяют БИОЛОГИЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ ребёнка следующим образом. Ребёнок любой рукой точно через макушку головы (внимание! точно через макушку!) пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы. Паспортный возраст даже не обсуждается.

В средневековом Китае и Японии

Зрелость ребёнка определяли моментом окончания замены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум». Паспортный возраст даже не обсуждался. Регистрировалась только биологическая зрелость. Кстати, с этого момента ребёнок полностью отвечал перед законом за свои поступки, так как вошёл в разум . Это на тему о том, наказывают ли детей в Японии.

В Египте и Древней Греции

Критерием школьной зрелости являлось появление гороховидной кости на запястье со стороны мизинца у ребёнка. Гороховидная кость созревает у детей по-разному, в диапазоне 7-15 лет [это последние годы!]. Соответственно и его зрелость и готовность к обучению.

В России до революции 1917 года

В классическую гимназию дети шли с 9 лет (классическое время созревания нервной системы ребёнка в то время). И ориентировались на древнегреческую традицию.

В школу дети идут по Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266—1 (с изм. и доп.). Статья 19. Общее образование (внесены изменения от 21.07 ФЗ № 194-ФЗ):

«Пункт 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет». То есть, закон ориентирован на паспортный возраст и игнорирует школьную зрелость ребёнка.

Изменения касаются обязательного, основного общего образования: 11 классов теперь обязательны для всех, но можно организовать обучение в разных формах. Смотрите Альтернативные формы школьного обучения

Объявление. Опытный продавец арбузов лёгким щелчком по голове вашего ребёнка точно определит его школьную зрелость.

Уважаемые родители, до начала учебного года, пожалуйста, обязательно определите школьную зрелость вашего ребёнка

у любого квалифицированного психолога.

Статьи и публикации

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
  • Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

  • Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

3. Психофизиологическая готовность:

  • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
  • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

В статье были раскрыты вопросы о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Источник: schoolng.narod.ru

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-29.shtml, http://www.indigo-papa.ru/node/13, http://ddtor.ru/stranicza-pedagoga-psixologa/stati-i-publikaczii/427-kriterii-psixologicheskoj-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развитие речи детей средствами развития мелкой моторики

Просмотр: Главная Логопедам Обмен опытом Консультация для родителей: Средства далее...

Развивающие карточки для детей распечатать

Как сделать детские карточки более долговечными 1) Распечатай карточки, наклейте далее...

Английский для детей программа обучения

Английский для малышей. Какая методика эффективнее всего? Для изучения языка далее...

Популярные статьи

Интересно