Главная » Обучение детей

Какие особенности характера ребенка

Это предложение для тех, кто хочет нового качества жизни и готов работать над собой. Поверьте, у Вас есть все ресурсы для счастливой и успешной жизни. Мы поможем Вам их раскрыть.

Особенности характера и поведения детей и подростков

Особенности характера и поведения детей и подростков

Родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях — как недостаток. Например, ту же самую застенчивость в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность — все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента — сдержанностью и в большинстве случаев связаны с низкой самооценкой.

Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее.

К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

В свою очередь, родители сорванцов нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая трудно поддается контролю и коррекции. В медицине подобное состояния обозначаются как гиперактивность.

Причиной гиперактивности могут быть различные заболевания, в том числе нервной системы, но наиболее часто — дефекты воспитания. Последние можно подразделить на 3 крайности воспитания: очень строгий (подавляющий) стиль, излишняя опека и отсутствие единых требований, предъявляемых всеми членами семьи.

Гиперактивный ребенок как вихрь носится по квартире, наводя в ней настоящий погром и хаос, постоянно что-то ломает, бьет, крошит. Он — зачинщик ссор и драк. Одежда на нем часто порвана и испачкана, личные вещи потеряны, разбросаны или свалены в кучу. Угомонить его очень трудно, а порой практически невозможно.

Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость создают таким детям репутацию нарушителей поведения. Постоянные упреки и замечания взрослых способствуют формированию у ребенка комплекса неполноценности. Он как бы защищает себя импульсивным, плохим поведением. Это может выражаться в порче окружающих предметов, дурашливости, некоторой агрессивности.

Совсем другого плана проблемы волнуют родителей медлительных малышей. Утром таких детей не заставишь одеться, а вечером — умыться и лечь в постель. К завтраку не дождешься, а ужин растягивается на неопределенное время.

Медлительность — это особенность психики таких детей. Быстрыми они не могут стать, как бы вы этого ни добивались. Взрослым важно понять ребенка и помочь ему преодолеть психические комплексы.

Медлительные дети особенные. Особенная у них и нервная система. Отсюда медленные речь и письмо. Оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят от одного дела к другому.

Иногда медлительность не связана с темпераментом. Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, садившийся за уроки без принуждения, вдруг начинает всячески оттягивать момент выполнения домашнего задания. Это тревожный сигнал, который может говорить о том, что ребенок разлюбил школу, об усталости, о перенапряжении.

Нередко дети просто тянут время . Например, когда нужно идти к зубному врачу. Зато в цирк или в кино они собираются быстрее всех членов семьи. Может быть, просто не стоит бороться с выгодной для ребенка медлительностью? Чаще всего все воспитательные меры заканчиваются слезами и затаенной обидой ребенка и раздражением родителей.

Что же делать, если у вас растет капризный малыш? Выберите правильную тактику поведения и придерживайтесь ее, начиная с первых капризов ребенка. Если малышу удается добиться своего с помощью капризов, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Таким образом, неправильная реакция родителей на капризы ребенка — наиболее частая причина, из-за которой они повторяются. Часто малыш капризничает из-за недостатка внимания к нему взрослых. Даже если родители тратят на ребенка достаточно много времени, дети все равно чувствуют, что бывают им в тягость, поэтому и становятся более капризными и требовательными.

Возможно, конфликтность — следствие эгоистичности ребенка. Если дома он — центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

Возможно, ребенок заброшен , ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

Или ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению. Конфликтное поведение ребенка — это сигнал, что в семье что-то не так. Поэтому родители должны быть готовы изменить сначала свое поведение и взаимоотношения между собой и с ребенком.

В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.

В младенчестве для таких детей характерны беспокойство, плаксивость, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

Несамостоятельный и зависимый.

Часто родители сокрушаются, что их дети, слишком несамостоятельны и зависимы от них, держатся за мамину юбку . В то же время они наивно полагают, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку — он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно .

Как правильно воспитать характер у ребенка, что нужно делать родителям, чтобы развить положительные черты характера у ребенка?

Родители хотят воспитать твердость характера у своего ребенка. Это желание характерно для нашего современного мира. Ведь с каждым годом жизнь становится все труднее и труднее, поэтому нужно успеть подготовить малыша к такой жизни и развить необходимые особенности и черты характера у него.


В возрасте 1-3 лет или даже 4-5 лет еще нельзя говорить о сформировавшемся характере у крохи. Формируются лишь его основы. Главное сейчас для родителей дать правильное направление формированию и развитию характера.

Многие педагоги и доктора сходятся во мнении о том, что проблемы характера, которыми страдают многие взрослые люди уходят своими корнями в далекое и ранее детство.

Одними из самых неприятных особенностей характера, которые не дают нормально жить человеку являются агрессивность, комплекс неполноценности, неуравновешенность. Рекомендую обратить пристальное внимание на эти проблемы, если они существуют у ребенка.

Итак, поговорим немного подробнее об этих неприятных проявлениях качеств характера.


1.Комплекс неполноценности - один из самых плохих моральных и психических недостатков у человека. Этот комплекс делает человека очень робким и стеснительным. Он постоянно расстроен, спесив и озлоблен, за этим хочет скрыть чувство собственной неполноценности.


А знаете ли Вы из-за чего появляется комплекс неполноценности?


Как правило, из-за того, что родители в детстве постоянно твердят малышу: Ты не знаешь как это сделать. , Ты еще слишком мал для этого. , У тебя ни за что не получиться. , Ты не сможешь. и прочее. Со временем ребенок перестает верить в свои силы и теряет уверенность в себе (особенно часто это проявляется у мальчиков ).


А заново восстановить черту упорства очень и очень трудно.


Поощряйте любые достижения крохи, хвалите его даже за что-то совсем незначительное, доверяйте его силам и оценивайте их по достоинству!

2. Агрессивность - неприятная черта характера, которая способствует появлению маленьких правонарушителей.


Почему же в юности ребенок агрессивный?


Это случается с теми людьми, которым родители в детстве уделяли мало внимания.
Чтобы как-то обратить к себе внимание окружающих людей, в том числе папы и мамы ребенок ведет себя агрессивно и грубо. Таким образом, часто себя ведут дети чьи родители постоянно заняты и работают, оставляя кроху на попечение бабушкам или няне.

Агрессивность чаще всего прогрессирует в подростковом возрасте.

Когда родители спохватываются бывает уже поздно. очень поздно.


Для того чтобы предотвратить враждебность и агрессивность малыша нужно постоянно пытаться понять его. Уделяйте ему достаточно внимания и времени, радуйтесь его достижениям, интересуйтесь всеми поступками и словами, ласкайте, обнимайте ( Сколько раз в день обнимать ребенка? )


Эта особенность характера делает человека угнетенным, беспокойным. Такие люди живут в придуманном мире, любят стоить воздушные замки , начинают какое-либо дело и быстро теряют к нему интерес.


Почему формируется неуравновешенность у ребенка?


Как правило, это качество формируется в глубоком детстве.

Родители не обеспечивали малышу его моральную безопасность. В доме где рос ребенок царили постоянные ссоры, беспорядок, непрочный семейный очаг, несдержанные родители, семья постоянно переезжала с одного места жительства на другое.

Все эти факторы привели к тому, что у крохи не сформировалось чувство безопасности.


Берегите своих крох от всех проявлений семейных неурядиц, все проблемы и конфликты решайте при отсутствии ребенка.

Какими видят дети родителей?


Дети думают что у взрослых райская жизнь. Их ни кто не заставляет есть, ложиться спать рано, убирать игрушки и умываться.

Жители этого рая ни когда не ошибаются им можно полностью доверять.


Но у каждого из родителей своя роль. Папа - главный в семье, он большой и сильный. Мама - нежная волшебница. Она утешает, кормит, поет песенки на ночь.


Мы в глазах крох - самые красивые люди. Герои -папы и волшебницы-мамы! Такое отношение к вам ко многому обязывает. Вы не имеете право ответить ребенку Я волнуюсь , Я не знаю, что делать. Беспокойный по натуре он надеется, что в мире, который можете дать ему только Вы, нет неудач.


Поскольку для малыша вы самые красивые, вам нужно следить за собой: каждый день бриться, делать прически, быть для него всегда приятным. Чтобы провести расческой по волосам, прежде чем утром поцеловать ребенка, потребуется всего лишь минута.


Однако, постоянное восхищение Вами, которое наблюдается у детей в первые годы их жизни, не обязательно остается навсегда.
Когда ребенок научится рассуждать и судить о людях и вещах, он может критиковать даже своих родителей.

В подростковом возрасте он может все еще восхищаться вами, а возможно, что критическое отношение к вам возьмет верх. И он во взрослом состоянии либо захочет быть похожим на Вас, либо изберет своим идеалом другого человека. Но в любом случае представление о вас, которое сложится в детстве, будет играть в жизни вашего ребенка определяющую роль.

У каждого ребенка — свой характер!

Говоря о характере своего ребенка, родители чаще всего имеют в виду нечто данное ему от рождения, то, что тяжело подвергается изменению, и часто путают его с понятием «темперамент ». Нам часто хочется что-то изменить в характере собственного ребенка, соответственно нашим представлениям и желаниям. Часто мы произносим слово «характер», заранее подразумевая некоторые не совсем удобные для нас качества малыша или качества, от которых, на наш взгляд, ребенок страдает.

Что такое характер?

В переводе с греческого слово «характер» означает: царапина, метка, клеймо или черта, особенность.

Характер ребенка — это совокупность психических особенностей человека, которые проявляются в его действиях, поступках, поведении, отображаются на успешности существования в обществе.

Характер включает в себя и темперамент, и приобретенный жизненный опыт (даже если он еще совсем небольшой), и уровень интеллекта, и особенности выявления эмоций, и еще многое другое, что мы имеем в виду, характеризуя того или другого человека. Со временем под влиянием разных обстоятельств характер человека может меняться.

Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики человека. присущие каждому из нас от рождения. Свойства темперамента накладывают отпечаток и на характере ребенка, и на проявление его урожденных способностей, и на особенности поведения в разных ситуациях. Это фундамент, на котором строится его характер.

От темперамента зависит, например, скорость восприятия новой информации, живость ума, продолжительность концентрации внимания, способность не отвлекаться от основного вида деятельности, скорость запоминания, умение быстро включиться в новый вид работы и другое. Но темперамент не может предопределять такие качества, как откровенность или лживость человека, нравственность или аморальность поступков человека, интерес к какому-то определенному виду деятельности.

Ребенок с сильной уравновешенной нервной системой может вырасти и человеком, который настойчиво добивается поставленной цели, и бездельником. Вместе с тем, флегматичный ребенок имеет почти одинаковые шансы, вырасти как пассивной, безынициативной, ленивой, так и деятельной, старательной, настойчивой личностью. Все будет зависеть от того, какие нормы поведения он усвоит из раннего детства и как родителям удастся сопоставить их с особенностями темперамента.

Типы темперамента

Типы темперамента, описанные еще в V столетии до нашей эры, и до сих пор имеют право на существование. Наверное, они известны и вам.

  • сангвиник — энергичный, подвижный (сангвос -кровь);
  • флегматик — малоподвижный (флегма -слизь);
  • холерик — легко возбудимый (холе -желчь);
  • меланхолик — нелюдимый, необщительный (мелана холе

Знаменитый физиолог Павлов приравнивал темперамент к типу высшей нервной деятельности.

На этом основании он выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Такой ребенок большинство времени — активен, подвижен, веселый. Его речь, по обыкновению, громкая, быстрая, эмоциональная, сопровождается мимикой и жестами. Такие дети, как правило, не склонны к продолжительному капризничанью, быстро усваивают новую информацию, утомляются не так быстро как другие. Родителям с ними проще, они в большинстве случаев предвидены, легче подвергаются воспитательным действиям, но вместе с тем, если воспитание будет основываться на внешней опеке, они могут вырастить безынициативными.

II тип — сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Дети, которые принадлежат к такому типу высшей нервной деятельности, отмечаются не только покоем, а и медленностью; они довольно выносливы и терпеливы, даже когда ощущают боль; разговаривают медленно, плавно, благоразумно, сдерживая эмоции. Даже в раннем возрасте они способны долго самостоятельно играть. Если у мамы темперамент холерика, то, подрастая, такой ребенок может бесить ее своей медленностью.

III тип — сильный, неуравновешенный (холерик), с преобладанием процессов возбуждения

Дети — холерики по обыкновению неспокойные, раздражительные, нетерпеливые во всех своих проявлениях, им не нравятся тихие занятия, они часто вступают в конфликты с другими детьми; с раннего возраста претендуют на первенство во время игры с другими детьми и неадекватно реагируют, если им это не удается. Они тяжелее подвергаются воспитанию и часто выводят родителей с состояния равновесия. Если ребенок-холерик вечером весьма активно играл или перенервничал через конфликт, который возник, то ему долго не удается заснуть, а сон может быть неспокойным и прерывчатым.

IV тип — слабый (анергетичний) (меланхолик)

Такие дети чаще всего нерешительны, боязливы, нелюдимы, быстро утомляются. Они тяжело приспосабливаются к новой обстановке.

В обычном окружении знакомых людей они чувствуются довольно уверенно, легко справляясь с задачей и проявляя интерес ко всему новому. Во время игр с ровесниками почти никогда не стараются лидировать и избегают конфликтных ситуаций. Этим детям необходимо помогать налаживать контакты с другими детьми.

Не переживайте и не приходите в раздражение, когда ваш ребенок в незнакомой обстановке ни на шаг от вас не отходит, тогда как малыш ваших друзей легко и свободно к ней адаптируется. Не спешите ставить это в укор малышу. Помогите ему преодолеть страх и обрести уверенность. Чтобы не настало переутомление, малыш со слабой нервной системой нуждается в четком режиме дня.

Помогите своему малышу проявить свои лучшие качества. Постарайтесь не угнетать желания ребенка, и не баловать его чрезмерно.

Подумайте. Помечтайте… Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем? Какими чертами характера вы хотели бы его наделить? Возможно чем-то, чего не хватает и вам для более счастливого и успешного существования? Запишите это. И постарайтесь быть образцом для своего малыша, ведь он копирует ваши действия, ваши поступки, то как вы проявляете свои чувства (радость, негодование, злость, несдержанность, любовь…), он считает это заведомо правильным, и сам в дальнейшее будет поступать так же как и вы. Постарайтесь быть таким человеком, для своего ребенка, с которого ему хотелось бы брать пример и в сознательном возрасте.

Доктор Комаровский: режим воспитывает характер

Чем чем, а вот характером моих племянников Бог наградил.
Я даже четко не могу отнести их к каком-либо типу темперамента! Он и ласковый, спокойный, громкий, быстрый, энергичный, иногда вредный, непослушный, но не агрессивный и не обидчивый. Игогда не предсказуемый. Вот не давно вышла сестра гулять с малявочками, старшенький сделал воздушый поцелуйчик и побежал через весь двор, через дорогу к магазину где они постоянно покупают кесы #128578;

У меня, видимо, холерик. Мне не повезло. рельно. это УЖАСНО. по моему, мне уже пора с ним к невропатологу. потому что после упрямства начинаются истерики.

Источники: http://www.vmestestoboi.ru/stati/psihoterapiya-detey/osobennosti-haraktera-i-povedeniya-detey-i-podrostkov/, http://zaykapobegayka.ru/razvitie-i-vjspitanyie/160-harakter-rebenka.html, http://onethree.ru/vospitanie/u-kazhdogo-rebenka-svoj-xarakter

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Витамин д для детей в каплях инструкция

Эргокальциферол (Витамин D2) (Ergocalciferol (Vitamin D2))Инструкция по далее...

Диагностика привязанности ребенка матери

Психологическая наука и образование psyedu.ru2014. Том 6. далее...

Цефтриаксон при бронхите у детей

Цефтриаксон при бронхите. Прошу совета колоть или нет Девочки, далее...

Популярные статьи

Интересно