Главная » Обучение детей

Дифференцированный подход обучении детей

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Во вспомогательной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.

Учет типических особенностей умственно отсталых школьников происходит в процессе дифференцированного подхода.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошосреднеи слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала. Например, на уроках швейного дела две девочки отстают в изготовлении изделий от основной группы, качество изделий у них низкое и учитель относит их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать, другая — кз-за низкого уровня интеллектуального развития и связанного с этим патологической медлительности движений. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД это:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию, целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к-рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи эффективной пед. помощи учащемуся в совершенствовании его личности. Д. п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитат. работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает и упорядочивает воспитат. деятельность педагога, т. к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребёнка в отдельности (что практически нереально в условиях большой наполняемостя классов и загруженности учителя), а для определённой «категории» учащихся. В процессе Д. п. педагог изучает, анализирует и классифицирует разл. качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения учащихся в общую деятельность и отношения. При этом ученик в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом воспитания, т. к. осн. пед. воздействия направлены на всю группу в целом, а не на него одного.

Реализации Д. п. способствует организация групповых игр, конкурсов и соревнований, создание временных творческих свободных групп; делегирование к.-л. группе права представлять коллектив за его пределами, создание спец. пед. ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, к-рых плохо знают в коллективе.

Необходимое условие Д. п. — изучение межличностных отношений, к-рые во многом определяют как характер проявления каждого ученика, так и особенности групп. Д. п. в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отд. личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и окружающей средой. Эффективность Д. п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в дет. объединении, доброжелательности, де-мокр. управления им, ориентации обществ, мнения на гуманистич. ценности.

Д. п. облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию школьников. В. И. Максакова .

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993 .

Смотреть что такое ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в других словарях:

дифференцированный подход — 1. В случае системы контроля, такой, как регулирующая система, или системы безопасности, это – процесс или метод, в котором строгость мер контроля и применяемых условий соответствует, насколько это практически осуществимо, вероятности и возможным … Справочник технического переводчика

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Дифференцированный подход — (от лат. defferentia разность, различие) целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — в обучении комплекс методических, психолого педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию — целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи … Российская педагогическая энциклопедия

Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным … Педагогический терминологический словарь

Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД. То же, что принцип комплексности и дифференцированности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого нибудь, в изучении чего нибудь, пробуждении к чему нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно ориентированный подход и пр … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного … Словарь по этике

Книги

  • Реконструктивная пластическая хирургия лица. Дифференцированный подход. Шеррис Дэвид А. Ларраби Уэйн Ф. Данное издание представляет собой руководство по использованию в клинической практике надежных и эффективных методов реконструктивной пластики лица. Основное внимание авторы уделили выбору Подробнее Купить за 2188 руб
  • Реконструктивная пластическая хирургия лица. Дифференцированный подход с учетом особенностей эстетических субъединиц.. Данное издание представляет собой руководство по использованию в клинической практике надежных и эффективных методов реконструктивной пластики лица. Основное внимание авторы уделили выбору Подробнее Купить за 1284 руб
  • Французский язык. Твой друг французский язык. 9 класс. Учебник. С online поддержкой. ФГОС. Кулигина А.С. УчебникФранцузский язык. 9 классавторов А.С. Кулигиной и А.В. Щепиловой является основной частью УМК для 9 класса общеобразовательных организаций линииТвой друг французский Подробнее Купить за 849 руб
Другие книги по запросу ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Дифференцированный подход в обучении.

Работа в группах.

(творческая мастерская учителя)

Основное назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учеб­ных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполне­ния кратковременных диагностических ра­бот, наблюдений объединяю детей в подвиж­ные группы. Особенность этих групп со­стоит в том, что один и тот же ученик по раз­ным учебным предметам может находить­ся в различных группах; более того, в пре­делах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

Объединение детей в группы производит­ся в зависимости от их ближайших перспек­тив обучения. Например, в I классе объеди­няю в одну группу учащихся, читающих по буквам, для формирования у них навыка плавного слогового чтения; в другую —о бъединяю учащихся, умеющих читать по слогам. Тут моя задача. — достичь навыка чтения целыми словами. В третью груп­пу объединяю учеников, которые умеют читать целыми словами. В данном случае я распределяю учащихся в группы по спо­собу чтения, поскольку в I классе одна из главных задач — научить всех свободно, пра­вильно и выразительно читать.

Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка стано­вится признаком дифференциации учебной работы.

Используя идеи педагогической науки о способах управления учебной деятельностью, можно разработать логические схемы, с помощью которых эффективно совершает­ся дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изуче­ния сложного материала.

Выработка правильного, сознательного,
выразительного чтения
I вариант II вариант

Читай правильно, Прочитай правильно

найди многосостав­ные слова

Найди опорные слова раскрывающие Д умай, о чем читаешь,

ПроверкаIварианта
I вариант II вариант

Найди образные слова Н айти слова, выражения,

I вариант II вариант

Подумай, каким г о- Обрати внимание на разделительные знаки

лосом передашь свое

отношение к прочитанному

Общее задание: Прочитайте текст, подготовьтесь к пра­вильному, выразительному, быстрому чте­нию.

Как правило, дифференциация обуче­ния проводится в рамках фронтальной ра­боты, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.

Такой подход создает равные возмож­ности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному зада­нию.

Перед использованием дифференцирован­ных заданий предусматриваю пути, каки­ми каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно работает каждый ученик. Конечным результатом усилий учи­теля и учеников будет усвоение мате­риала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный ма­териал разными путями.

Принципиальная особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это спо­собствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжела­тельных взаимоотношений, нет случаев за­знайства сильных учеников и не выраба­тывается комплекс неполноценности у сла­бых.

Главным методическим принципом диф­ференциации обучения считают четко проду­манное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

Приведу примеры, в которых прослежи­вается сочетание этих форм на различных уроках.

Фрагментурока № 1

Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.

Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает уче­нику, не мешая остальным.

Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведет к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом.

Но я все время даю возможность сла­бым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, кото­рую получает каждый ученик класса, на­поминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное

описание алгоритма действия, а для сильно­го ученика я готовлю совсем другие кар­точки.

Групповая работа: два-три ученика, за­кончивших самостоятельную работу, с разрешения учителя осуществляют взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения.

Фрагментурока № 2

Фронтальная работа: класс под руковод­ством учителя анализирует задачу, а потом самостоятельно решает по ва­риантам аналогичную.

Групповая работа: взаимопроверка выпол­ненной работы.

Индивидуальная работа: комментирование учащимися способов выполнения задания. Причем комментировать может как силь­ный, так и слабый ученик.

Фрагментурока № 3

Фронтальная работа: класс получает общее задание (самостоятельно проанализировать определенный тип задачи).

Групповая работа: учащиеся тихо сове­туются друг с другом, пользуясь алгоритмом к установлению связей между величинами задачи и ходом ее решения.

Индивидуальная работа (проводится одно­временно с групповой): один из учащихся продумывает по индивидуальной карточке порядок анализа задачи.

Фронтально-индивидуальная работа: под­готовленный ученик анализирует задачу, привлекая к этой работе класс (ставит вопросы, вызывает кого-нибудь из товарищей для ответа).

Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывает перед учащимися возмож­ность перейти на более высокий уровень познавательной деятельности. Задания пред­лагаются на специальных карточках с ука­заниями условий их выполнения. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более трудное). Это формирует соот­ветствующую самооценку учащимися своих возможностей.

Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю. Это обеспе­чивает обратную связь, благодаря чему я имею возможность подготовить дифферен­цированные задания к следующему уроку. Иногда возникает необходимость увеличить количество этапов, используя «эстафету» заданий по вариантам.

Велика роль и дифференцированных до­машних заданий, которые я также ста­раюсь индивидуализировать. Но, дифферен­цируя домашние задания, я делаю это с таким расчетом, чтобы проверка их не за­нимала более 5—7 минут. Как правило, я даю домашнее задание в одном варианте, но дети, которым нужна помощь, получат от меня дополнительно образцы, опорные схемы, памятки. Но для некоторых уче­ников я готовлю индивидуальные домаш­ние задания, которые позволяют детям работать не только в соответствии с их уров­нем подготовленности, но и соответственно уровню их индивидуальных возможностей. При этом важно учесть и самых слабых, и самых сильных учащихся.

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-108.shtml, http://pedagogicheskaya.academic.ru/1061/%25D0%2594%25D0%2598%25D0%25A4%25D0%25A4%25D0%2595%25D0%25A0%25D0%2595%25D0%259D%25D0%25A6%25D0%2598%25D0%25A0%25D0%259E%25D0%2592%25D0%2590%25D0%259D%25D0%259D%25D0%25AB%25D0%2599_%25D0%259F%25D0%259E%25D0%2594%25D0%25A5%25D0%259E%25D0%2594, http://kondratenkoludmila.narod.ru/diff.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Каланхоэ от насморка детям

Каланхоэ от насморка у далее...

Цефалексин суспензия для детей

Цефалексин детям В данной далее...

Ребенка 7 месяцев температура 37 1

» Быстрая помощь Температура далее...

Популярные статьи

Интересно