Главная » Игры для детей

Значение дидактических игр развитии детей

Основная особенность дидактических игр определена их
названием: это игры обучающие. Они создаются взрослы ми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспита тельно-образовательное значение ди дактической игры не выступает открыто, а реализуется че­ рез игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры отно­ сятся к «рубежным играм», представляя собой переход­ ную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию по­ знавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидакти­ ческих игр характерно наличие задачи учебного харак­ тера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото­ рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг­ рать. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей­ ствия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов­ ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю­ щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие виды дидактических игр:

Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать и т.д.).

Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к
неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и
нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается
в изображении различных жизненных ситуаций.

5. Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто
больше».

6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
или его свойства (цвет).

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед педагогом и детьми. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.

Васильева Н.Н. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Восптание сенсорной культуры ребёнка. – М.,1988.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд. стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 1998.

Дудукало Светлана Васильевна, учитель-логопед МБОУ «Солнечная СОШ №1», с.п. Солнечный, Сургутский район, ХМАО

Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Автор:воспитатель группы « Золотой кораблик» Елизарова Ольга Викторовна.

Уже с самого раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий его мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают особое место в процессе формирования познавательных интересов у малыша. Прежде всего, они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (размер, форму, цвет, свойства) различать их и устанавливать простейшие взаимосвязи. В игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива.

Самыми простыми и в то же время наиболее популярными дидактическими играми являются игры на классификацию, например, «Четвертый лишний», «Найди пару», «Чей домик» и многие другие. Здесь необходимо объединять предметы по каким-либо признакам и исключать неподходящие варианты. Такие игровые действия отлично развивают мышление, внимание и прочие психические процессы.

Дидактические игры активно используется в процессе обучения воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Ведь именно в детском саду у ребенка начинает формироваться и проявляется интерес к познанию окружающего его мира. Задача воспитателя, в свою очередь, заключается в том, чтобы этот интерес поддержать и способствовать его развитию.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, а также развивает познавательные процессы, такие, как любознательность, понимание и умение устанавливать взаимосвязь между простейшими явлениями, способность различать величину и форму предметов и т. д. Он использует игру как средство развития у малышей мышления, речи, воображения и памяти. Следовательно, дидактические игры способствуют расширению и закреплению представлений об окружающем мире.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны присутствовать разнообразные дидактические игры, которые по своей сложности всегда должны соответствовать возрасту детей. Это означает, что перед ребенком необходимо ставить адекватные его восприятию задачи. То есть, игры не должны быть слишком сложные и наоборот, слишком легкие дидактические задачи не будут пробуждать у малышей умственной активности. Игры должны быть детям по силам и в то же время требовать определенных усилий. Только при таком соотношении они будут способствовать развитию и самоорганизации малышей. Подобное обучение улучшает восприятие детьми знаний, умений и навыков, а также развивает у них речь, мышление, внимание и память.

В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия, в которых он вынужден вспоминать, что ему говорили на занятиях, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель распределяет между ними роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, исполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявлять упорство при выполнении правил и вспоминать необходимые для решения поставленной задачи события из окружающей жизни.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Существует большое количество различных дидактических задач. Наиболее основными задачами являются:

• ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт и труд);

• развитие речи, (правильное произношение звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и мышления);

• закрепление элементарных математических представлений.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Она помогает развивать умение самостоятельно организовываться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения и проявлять чувство самоконтроля. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста

Подготовила воспитатель: Некрасова Лилия Викторовна.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: удерживать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимым движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подрожать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произношении звуков.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.

Дидактические игры и упражнения дадут лишь результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учиться собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п. возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки животных, вместе плясать, ходить и т. д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Дидактические игры и упражнения имеют значение и для эстетического развития маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушания сказок, потешек, стихов, музыки.

Очень важно помнить, что дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Источники: http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/igrovoe-zanyatie/rol-didakticheskih-igr-v-sensornom-vospitanii-rebyonka, http://detsad-58.ru/node/260, http://ds40.nevinsk.ru/page_116.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Можно ли давать обезболивающее ребенку

Обезболивающие для детей до далее...

Рассчитать вес ребенка рождении узи

Вес малыша Наверно 42 не могло быть, обычно далее...

Лечение сдвг у детей препараты

Медикаментозное лечение синдром дефицита внимания далее...

Популярные статьи

Интересно