Главная » Игры для детей

Игры развитие связной речи младших дошкольников

«Развитие связной речи младших школьников»

(из опыта работы в классах КРО)

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал К.Д. Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает и сегодня. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать окружающий мир. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.

Тема моей индивидуальной инновационной деятельности: «Развитие связной речи младших школьников».

Данная работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

По результатам наблюдений многих педагогов и моих собственных, особенности речевого развития наших детей обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Для наших школьников характерны бедность и неточность словаря, ограниченный словарный запас, многократные повторы слов, они не чувствуют разницу в лексическом значении слов. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это, безусловно, мешает их общению с окружающими людьми, вызывает затруднение в процессе обучения по любому предмету, замедляет творческий процесс развития его личности и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Целью моей работы стало: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие связной речи, развитие речевого общения, через межпредметную деятельность, с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств.

В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. И главным методом обучения остаётся игра, как ведущая деятельность этого возраста. Игры должны быть в первую очередь обучающими и должны сосредоточить внимание детей на материале урока, давая новые знания, расширяя скудный кругозор. Поэтому я использую на уроках игровые технологии. которые на практике оказываются эффективными.

Моя работа в этом направлении позволяет поэтапно, от простого к сложному, проводить работу по развитию речи и добиться хороших результатов в развитии речевых навыков через развитие словесного творчества детей.

Начальный этап работы включает психолого-педагогическую диагностику речевой деятельности детей по следующим критериям:

- Словарный запас (методика по Парамановой, Баландиной, Богданова Т.Г. Корнилова Т.В)

- Словесное рисование (стихотворное произведение)

- Образное мышление (методика «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Последовательность событий»)

- Творческое воображение (тест Е. Торренса «Неполные фигуры»)

- Память, внимание (методики «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Треугольники»).

Далее строю свою работу в следующих направлениях:

1. Наблюдения за трудом взрослых, за животными, растениями, детьми.

3. Рассматривание картины и составление рассказов.

4. Рассматривание предметов и составление рассказов.

6. Дидактические игры.

• Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).

• Словесные дидактические игры.

• Сюжетно-ролевые игры (инсценировки).

7. Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы).

9. Пословицы и поговорки.

Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях.

Одним из эффективных средств создания и поддержания интереса к обучению являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки. Ролевая игра обеспечивает активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Постановка проблемы и необходимость ее решения также служат развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации развивает логическое мышление, умение убеждать собеседника. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, ведь именно в диалоге проявляется сотрудничество. На уроках изо и технологии мы часто играем в словесную игру «Диалог». В самом начале обучения языку я предлагаю детям разыгрывать самые простые диалоги знакомства и приветствия. Затем, по мере расширения словарного запаса, учащиеся разыгрывают более сложные диалоги.

Учитывая речевые особенности учащихся, многие задания и игры на начальном этапе апробации программы вызывали у детей затруднения. Поэтому мною были введены мнемотаблицы, как один из видов мнемотехники в развитии речи младшего школьника. Так как наглядный материал у младшего школьника усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает следующие задачи:

• развитие ВПФ (внимание, памяти, логического мышления, воображения);

• развитие связной речи и обогащение словарного запаса;

• упорядочить и систематизировать познавательную информацию об окружающем;

• учит логичности, полноте, последовательности и связности изложения;

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихов, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Уже сейчас можно сказать, что разработанная система даёт положительные результаты:

• выполнение различных заданий, развивающих связную речь учащихся, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике;

• организуется накопление необходимых знаний, впечатлений;

• формируется умение поиска и сбора информации, что формирует информационно-коммуникативную компетенцию.

1. АксёноваА.К. Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание. доп.- М.:Просвещение, 1991,-176 с.

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»;

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16

Автор: Старчак Елена Николаевна

учитель МБОУ «Основная общеобразовательная

школа – интернат № 1»

Развитие связной речи младших школьников

Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.

Развитие связной речи младших школьников

Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс. Фундамент закладывается еще в старшей и подготовительной группах детского сада и продолжается уже в начальной школе. Речь развивается и совершенствуется. Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:

  • работа со словом;
  • работа со словосочетаниями и предложениями;
  • работа над построением связной речи.

Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:

  • узнавание учениками значений новых слов, что приведет к увеличению словарного запаса;
  • изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и их различий;
  • превращение пассивного словаря в активный;
  • устранение слов-паразитов, нелитературных слов, исправление ошибок в произношении и ударении.

Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Для этого очень важно использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану или образцу, конструктивные и так далее. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.

Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?

  1. Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
  2. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
  3. Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.
  4. Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
  5. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.

У связной речи есть несколько параметров, которые нужно научиться соблюдать: логичность, точность, правильность, содержательность, выразительность и ясность. Овладение речью всегда оценивается именно в соответствии с этими требованиями. Для освоения всех правил нужна систематичность, только в этом случае все методики и упражнения для младших школьников по развитию связной речи окажутся эффективными и принесут результат.

За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.

Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников MODERN APPROACHES TO PRESCHOOL COHERENT SPEECH DEVELOPMENT Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ,
  • ДИАЛОГ ,
  • МОНОЛОГ ,
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ,
  • МЕТОДИКА ,
  • ТЕХНОЛОГИЯ ,
  • РАЗВИТИЕ ,
  • ИГРА ,
  • УПРАЖНЕНИЕ ,
  • COHERENT SPEECH ,
  • DIALOGUE ,
  • MONOLOGUE ,
  • COMMUNICATIVE FUNCTION ,
  • TECHNIQUE ,
  • TECHNOLOGY ,
  • DEVELOPMENT ,
  • GAME ,
  • EXERCISE

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Левшина Н. И. Градусова Л. В.

Представлена специфика организации работы с дошкольниками по развитию связной диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. Рассматриваются современные подходы к использованию разных методов и приёмов развития связной речи дошкольников, которые направлены на эффективное решение проблемы развития связной речи детей в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено использованию разных видов игр для речевого развития дошкольников. Предложенные методы и приёмы могут быть использованы практическими работниками в дошкольных образовательных учреждениях и для развития коммуникативной компетентности дошкольников. Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни, она относится к группе ключевых компетенций, именно поэтому ее формированию следует уделять особое внимание в дошкольном детстве. Коммуникативные способности позволяют дошкольнику решать разного рода задачи, возникающие в процессе общения: преодолевать эгоцентризм; понимать состояние другого человека; выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Раскрытые в статье методические подходы являются эффективным средством для решения данной проблемы в дошкольном возрасте.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Levshina N. I. Gradusova L. V.

The specifics of organization of coherent dialogical and monological speech development of preschool children is presented. The current approaches to using the different methods and techniques of coherent speech development of preschool children are taken under review. They are aimed at the effective solution the problem of coherent speech development of children in preschool educational institutions. The particular attention is paid to the gaming activity as a means of speech development of preschoolers. The possibilities of different kinds of games, which help to form the dialogue and monologue children skills, are illustreted. The proposed methods and techniques can be also used by practitioners in preschool educational institutions for the development of preschool children communicative competence. The communicative competence has a particular significance in life. It refers to a group of key competences, that is why a special attention should be given to its shaping in the preschool childhood. Communication skills allow preschoolers to solve all sorts of problems arising in the process of communication: to overcome self-centeredness; to understand the state of another person; to build in a communicative situation their behavior appropriately and creatively. Methodological approaches, mentioned in the article are an effective way to solve this problem at preschool age.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Фундаментальные исследования , Левшина Н. И. Градусова Л. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Левшина Н. И. Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. №2-9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-metodike-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov (дата обращения: 20.09).

Левшина Н. И. et al. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников Фундаментальные исследования (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-metodike-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov (дата обращения: 20.09).

Левшина Н. И. Градусова Л. В. (2015). Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников. Фундаментальные исследования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-metodike-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Левшина Н. И. Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. №2-9 С.1988-1992.

Левшина Н. И. et al. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников Фундаментальные исследования (2015).

Левшина Н. И. Градусова Л. В. (2015). Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников. Фундаментальные исследования

Источники: http://litterus.ru/index.php/80-konkursy-dlya-pedagogov-i-vospitatelej/544-%25C2%25AB%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D1%2581%25D0%25B2%25D1%258F%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9-%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8-%25D0%25BC%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2588%25D0%25B8%25D1%2585-%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25C2%25BB-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%258B%25D1%2582%25D0%25B0-%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%258B-%25D0%25B2-%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0%25D1%2585-%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25BE, http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/mladshie-shkolniki/razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix-shkolnikov.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-metodike-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Перелом черепа у ребенка симптомы

Повреждение костей черепа возникает в результате приложения механической далее...

Сдать кровь на сахар годовалому ребенку

Нужно сдать кровь на далее...

Пробка ушах ребенка симптомы

Серная пробка в ухе – симптомы, лечение Появление серной далее...

Популярные статьи

Интересно