Главная » Диагностика детей

Психологическая диагностика детей 4 5 лет

Дневник психологического развития ребенка 4–5 лет

В данной работе представлен один из возможных путей своевременной помощи детям среднего дошкольного возраста – организация в детском саду системы работы, направленной на предупреждение и своевременную коррекцию психологических нарушений.

Диагностика детей среднего возраста является частью общей системы, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.

Общеизвестно, что традиционно психологическая работа с дошкольниками начинается с пятилетнего возраста. Но очень часто это бывает слишком поздно, чтобы исправить все уже сформировавшиеся нарушения. Задача педагога - психолога на этапе младшего дошкольного возраста на основе наблюдения выявить общую картину взаимообусловленного когнитивного, аффективного, социально – эмоционального развития младших дошкольников.

Основное же направление психологической диагностики детей 4-5 лет: углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление соответствия или несоответствия психического развития возрастной норме. Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальные “Динамические дневники развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”. (Приложение 1 )

Каждый педагог должен не только хорошо знать, какие сферы деятельности являются для ребенка наиболее проблемными, но и понимать причины возникновения этих проблем. Только в этом случае мы можем говорить об индивидуальном подходе к обучению детей с проблемами развития. Педагог не может справиться с такой большой задачей в одиночку. Для обследования ребенка с целью качественного анализа дефекта ему требуется помощь специалистов.

Разработанная нами диагностика представлена в приложении.

Основное направление динамического дневника:

Познавательная сфера.
  1. Внимание: концентрация, распределение и переключение.
  2. Память: слуховая, зрительная
  3. Мышление: обобщение, классификация
  4. Восприятие: форма, величина, цвет
  5. Воображение: воссоздающее воображение.
  6. Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является набор специально разработанных и подобранных методик.

    Таким образом, как участник построения модели психолого-педагогического сопровождения в профилактики психоречевых нарушений у детей нами составлена система работы, которая включает в себя:

    - проведение диагностического обследования в форме “Динамического дневника развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”

    для выявления соответствия или несоответствия возрастной норме и представление полученных данных на ПМПк, ПМПК;

    - система корекционно-развивающих игр и упражнений, способствующие развитию психических функций у дошкольников.

    Мы вправе сказать, что организованная таким образом система работы со средними дошкольниками действительно направлена на предупреждение у них психоречевых нарушений и, следовательно, является наиболее эффективным и действенным путем психологического воздействия на формирование и коррекцию высшей нервной деятельности детей в сензитивный период их развития.

    Читать онлайн Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич - RuLit - Страница 5

    Развитие памяти и внимания подчиняется тем же законам, что и становление детского мышления и восприятия – в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать действия памяти и внимания с помощью соответствующих средств. Основным свойством памяти в дошкольном возрасте выступает непроизвольность, которая является следствием неопосредствованности памяти (то есть отсутствия средства для запоминания). Наиболее иллюстративным в этом плане является эксперимент А.Н.Леонтьева. В первой его части детям предлагали запомнить и воспроизвести предложенный список слов. Во второй части эксперимента детям давали картинки, которые в дальнейшем помогли бы им вспомнить необходимые слова. При этом картинки были связаны по ассоциации с запоминаемыми словами (например, на слово «птица» ребенок мог выбрать картинку с изображением аэроплана, поскольку аэроплан и птица летают, на слово «нож» – изображение арбуза, поскольку «арбуз режут ножом» и т.д.). Оказалось, что для детей 4–5 лет вторая часть эксперимента была бессмысленной – дошкольники не могли понять, как картинка может помочь вспомнить слово. Справедливости ради нужно заметить, что некоторые дети подбирали «правильные» картинки, но затем называли именно то, что изображено на карточке (то есть, подбирая картинку с изображением ошейника к слову «собака», впоследствии они вспоминали слово «ошейник»). Дети 6–7 лет успешнее справлялись со второй частью эксперимента. Таким образом, к концу дошкольного возраста дети начинают использовать специальное средство (в данном случае – картинки) для улучшения запоминания.

    Что касается развития внимания, то оно осуществляется в направлении от непроизвольного к произвольному и от непосредственного к опосредствованному. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное (а следовательно, и непосредственное) внимание.

    Одним из наиболее важных для дошкольников, с нашей точки зрения, является процесс развития воображения. Благодаря появлению воображения меняется вся жизнь ребенка. Если раньше его поведение определялось объективной ситуацией, в которой он находился, то теперь образ воображения позволяет дошкольнику выходить за ее пределы. Примером проявления воображения является игровая деятельность детей, компонентом которой выступает мнимая ситуация. В ней одни объекты и способы действия с ними заменяются другими, хотя содержание самого действия при этом сохраняется. Характерный пример приводит А.Н. Леонтьев. Он описывает ситуацию, в которой ребенок скачет на палке, изображая катание на лошади. Дошкольник не знает реального способа катания на лошади, но в то же время относит свое действие именно к ситуации с лошадью. Другими словами, мы сталкиваемся с особой функцией воображения, когда ребенок действует в его пространстве, поскольку сама реальность остается для него загадочной. Функция заместителя переносится на замещаемое.

    То же самое происходит и в ситуации неопределенности, в которой ребенок не знает, как себя вести. Чтобы справиться с ней, он обращается к символу, к образу воображения. Дошкольнику непонятны очень многие стороны окружающего мира. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, в которой родитель наказывает дошкольника. Близкий взрослый является для малыша безусловно положительным человеком, а потому отрицательные эмоции, которые возникают в результате действий родителей, далеко не сразу принимаются ребенком. Для того чтобы защитить свое сознание от нежелательных переживаний, дошкольник прибегает к помощи воображения и создает образ, выступающий носителем тех негативных эмоциональных переживаний, которые вызвал взрослый (например, образ Бабы-яги, злого волшебника и т.д.). В результате ребенок не только «защищает» образ ласкового родителя, но и включает последнего в борьбу с отрицательным образом воображения. Таким образом, дошкольник преодолевает неблагоприятные эмоциональные переживания, а взрослый, помогая ему в этом, избегает серьезных межличностных конфликтов, на которые он был бы обречен в подобной ситуации при общении с ребенком раннего возраста.

    Более того, взрослый может помочь ребенку создать символический образ неопределенной ситуации, чтобы снять связанное с ней напряжение. Например, известно, что дошкольник может испытывать неприятные переживания при укладывании спать, поскольку эта ситуация выступает для него не только как ситуация расставания со взрослым, но и как ситуация перехода в другое состояние – сон, в котором ребенок не может управлять рождающимися в сознании представлениями. В связи с этим взрослым рекомендуется подготавливать ребенка ко сну, устанавливая определенную последовательность действий. Для этого сначала следует обозначить начало этого процесса, например, сказав ребенку: «Ну все, пора спать»; затем организовать приятное для малыша занятие, способное успокоить его и подготовить ко сну. После этого наступает финальная часть, в ходе которой взрослый может, например, поцеловать ребенка и сказать: «Спокойной ночи!» Понятно, что эта последовательность действий напрямую никак не связана с процессом сна, но тем не менее она выводит ребенка из ситуации активного бодрствования через символические действия.

    Более 400 шаблонов
    Простой редактор
    Приступить к созданию

    Сайт разработан на платформе www.a5.ru Создать сайт бесплатно

    Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).
    Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

    • Познавательная сфера
    • Регуляторно - волевая сфера
    • Эмоционально – личностная сфера
    • Коммуникативная сфера

    Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
    В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

    • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей;
    • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.

    В группах компенсирующей направленности (средняя, старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
    Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются вгрупповом заключении (в обобщённой форме).
    В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУи школьных картах детей.
    Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

    Психологическая диагностика в

    работе психолога ДОУ

    Источники: http://festival.1september.ru/articles/624359/, http://www.rulit.me/books/individualnaya-psihologicheskaya-diagnostika-rebenka-5-7-let-posobie-dlya-psihologov-i-pedagogov-read-316173-5.html, http://psiholog-mdou4.mya5.ru/psiholog-v-dou/psihologicheskaya-diagnostika/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Сколько можно хранить кал анализа ребенка

    а мне наоборот говорили, кстати, у нас копрология далее...

    Докцеф суспензия как принимать детям

    Здоровье детей Девочки,подскажите пожалуйста,может кто давал это лекарство далее...

    Противосудорожные препараты детей года

    Противосудорожная терапия у далее...

    Популярные статьи

    Интересно