Главная » Диагностика детей

Методики диагностики умственного развития детей

Диагностика – это приём, позволяющий выявить на основе результатов решения формализованных задач (тестов) уровень развития умственных способностей человека. Следует помнить, что результаты диагностического обследования дают приближённую информацию об умственном развитии ребёнка и только в совокупности с результатами наблюдений и других исследований могут послужить основанием для тех или иных мер педагогической коррекции. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют установить, соответствует ли развитие психики ребёнка условно принятой возрастной норме или отклоняется от неё. Важно учитывать, что симптомом серьёзного неблагополучия в темпах умственного развития ребёнка являются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сравнении с возрастной нормой.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика Солнце в комнате

Основание: Реализация воображения.
Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию нереального в
реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса », позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

В качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом.
Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда велосипед и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием.
Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово велосипед , то из второго ряда должен будет выбрать слово самолет , составляющее с первым понятие виды транспорта или средства передвижения . Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова автомобиль , автобус и мотоцикл . Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Диагностика обучаемости и методы диагностики

Понятие обучаемости

Характеризуя условия и особенности умственного становления, следует отметить, что его важной составляющей является обучаемость. Базу этого понятия составил известный отечественный специалист в области педагогики и психологии Л. С. Выготский. Он выделил 2 уровня мыслительной деятельности: наличный уровень подготовленности - зона актуального развития и зона ближайшего развития. На первом уровне ребенок может действовать самостоятельно, а на втором – при помощи взрослого. По утверждению Л. С. Выготского, зона ближайшего развития имеет особенно важное значение для динамики интеллектуального развития учащихся и напрямую связана с их обучаемостью.

Обучаемость в широком смысле слова – это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.

В более тесном понимании обучаемость отражает вероятные способности детей к овладению новыми знаниями в совместной со взрослыми работе. Именно через обучаемость проявляются личные характеристики скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Так, обучаемость является существенным аспектом умственного развития детей.

В последнее время в психологии ведутся многочисленные исследования, нацеленные на всестороннее раскрытие понятия обучаемости и ее структуры, на выявление учебных способностей учащихся. Данные работы, прежде всего, касаются вопроса диагностики умственного развития учащихся. Все исследования объединяет главный принцип, сформулированный Т. А. Власовой, о том, что обучаемость может являться педагогическим аспектом определения уровня умственного развития и вовсе не противоречит основным положениям педагогической диагностики.

Таким образом, обучаемость, включающая восприимчивость к новым знаниям и раскрывающая скрытые возможности учащихся, выступает в роли ключевого, ведущего показателя умственного развития.

Структурные основы обучаемости

Обучаемость подразделяется на несколько видов:

  • обучаемость к приемам предметной работы,
  • обучаемость к усвоению методов взаимодействия в процессе учения,
  • общая обучаемость как способность усвоения любого материала,
  • специальная обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала, например, конкретных учебных предметов.

В своем развитиии обучаемость проходит ряд уровней:

  • восприимчивость к приобретению новых знаний;
  • восприимчивость к усвоению новых приемов учебной работы;
  • восприимчивость к усвоению обобщенных методов правильной организации собственного учебного труда;
  • готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Поначалу ученик действует только с опорой на развернутую поддержку учителя, затем она становится менее значительной и далее ученик готов к самостоятельному переходу на новые уровни учения и развития.

Обучаемость, как правило, может проявляться через следующие компоненты:

  • активность ориентирования в новых условиях,
  • интеллектуальная инициатива,
  • восприимчивость к поддержке другого человека при выполнении сложного для него задания,
  • способность школьника к дальнейшему самостоятельному решению подобных задач,
  • темп продвижения ученика.

В основе обучаемости заложены три главные ее составляющие:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  • мотивационно-волевая и чувственная сферы личности;
  • навыки учебной работы (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений учителя и овладение материалом до степени интенсивного применения).

Методы диагностики обучаемости

В статье об исследовательских методах изучения детей советский педагог и психолог А. Н. Леонтьев со своими коллегами обосновывали необходимость диагностики умственного развития ребенка, его обучаемости, и использование для этого обучающего эксперимента.

С точки зрения психологии обучающий эксперимент имеет разные формы, но сущность его остается неизменной:

  • определение вероятных способностей детей,
  • выяснение сдвигов, происходящих в мышлении ребенка под воздействием конкретных факторов,
  • прослеживание динамики процесса обучения.

Для выявления отличительных черт мыслительной деятельности нужен и констатирующий эксперимент, который предшествует обучению, является его отправной точкой. При помощи этого выясняется актуальный, наличный уровень развития детей, их умение работать самостоятельно.

Исследователь в области педагогики Т. В. Егорова, в отличие от традиционного констатирующего эксперимента, предложила развернутый констатирующий эксперимент, в котором детям предлагается несколько разновидностей заданий, отличающихся друг от друга степенью усложнения задачи. При этом определяется и средняя норма заданий, доступных ребенку для самостоятельного решения.

Автор также справедливо рассматривает развернутый констатирующий эксперимент как один из видов обучающего эксперимента, в котором изменение заданий считается особым способом поддержки ребенка.

Таким образом, для исследования уровня обучаемости возможно применение экспериментального метода, выражающегося в двух видах: констатирующий и обучающий эксперименты.

Источники: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/33-diagnostika-intellektualnogo-umstvennogo-razvitiya-detej, http://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_obucheniya/diagnostika_obuchaemosti_i_metody_diagnostiki/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лейкоциты у новорожденных норма таблица

Лейкоциты Лейкоциты — это условное название группы клеток, именуемых также далее...

Как берут анализ на энтеробиоз у детей

Как сдать анализ (соскоб) на далее...

Футбол упражнения детей 7 лет

Cекции для детей от двух лет Далеко не все далее...

Популярные статьи

Интересно