Главная » Диагностика детей

Диагностика детей с умственной отсталостью методики

Диагностика умственной отсталости

Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники. На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

Диагностика умственной отсталости в значительной степени основывается на оценке интеллекта и уровня психического развития. Использование стандартизированных тестов на интеллект может помочь определить сниженный уровень интеллекта, однако вероятность ошибки достаточно высока. Так, на результате теста могут отражаться такие факторы, как общее состояние ребенка, заболевания, сенсорные или двигательные нарушения, межкультурные отличия и т.д.

Тесты на определение уровня интеллекта проводятся только квалифицированными специалистами, что позволяет снизить вероятность ошибки. Оценка развития ребенка должна проводиться сразу после возникновения подозрения на его задержку. Все случаи выраженного или умеренного отставания психического развития должны быть обследованы опытным педиатром, детским неврологом и детским психиатром.

Как только диагноз умственная отсталость поставлен, необходимо направить усилия на то, чтобы определить причину заболевания. Точное определение причины поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, спланировать обучающие программы. Выявлению причины может способствовать сбор анамнеза. Также при диагностике умственной отсталости целесообразно использовать методики обследования головного мозга (к примеру, МРТ).

Методика определения умственной отсталости у детей

У больных с умственной отсталостью нередко бывают разные психические расстройства, но их симптомы часто видоизмененные вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных. Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у детей с умственной отсталостью нами больше внимания уделяется именно поведении ребенка и его общению не только с матерью, но и с детьми и медицинским персоналом.

У детей с легкой умственной отсталостью частота психопатологических симптомов и синдромов существенно не отличается от аналогичных показателей у детей с нормальными умственными способностями.

У детей с тяжелой умственной отсталостью значительно чаще оказываются определенные типы патологического поведения. аутизм, гиперкинетический синдром, стереотипные движения, поедание несъедобного.

Наиболее часто умственная отсталость сочетается с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Среди детей, которые наблюдаются, наиболее часто встречаются тревожные, фобические расстройства, обсессивно-компульсивные и аутичные расстройства. Частым типичным личностным нарушениям является эмоциональная лабильность, включая вспышки раздражения, возбуждения, агрессии. Среди поведенческих нарушений часто наблюдаются гиперкинезы, стереотипии, синдром гиперактивности.

Полное обследование детей с отклонениями в умственном развитии включает несколько этапов:

1. Сбор анамнеза заболевания. Здесь уделяется внимание данным о семье ребенка, что позволяет предположить наличие возможного наследственного заболевания, а также сведения о патологии беременности, осложнениях в родах и установления сроков прохождения основных этапов развития ребенка.

2. Соматический осмотр, который включает в себя и тщательное обследование у педиатра, а при необходимости и в других специалистов.

3. Оценка умственных способностей и интеллекта. Эта оценка базируется на сопоставлении клинического опыта и стандартизированных методов измерения уровня интеллектуальных способностей, речевых, двигательных и социальных навыков.

Уровень психического развития детей грудного возраста определяется по 4 факторам: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорная деятельность, моторика. В результате анализа полученных данных определяется коэффициент психического развития ребенка и рекомендуются корекционные занятия на развитие той или иной сферы.

Психическое развитие детей 1-3 года определяется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие, образовательная деятельность, навыки, умения, моторика. В дальнейшем вводится комплексный тест Языкового развития и оказываются индивидуально-психологические различия такие как объем словаря, кратковременная память, фонематический слух и т.д.

Для определения уровня развития детей дошкольного возраста используются субтеста на осуществление простых обобщений, конкретизацию понятий, пребывание общего, определения понятий, подбора аналогий, противоположностей, пребывание лишнего.

Для определения уровня развития интеллекта у детей применяется шкала Векслера, определяющим профиль специфических вербальных и невербальных способностей, а также IQ детей в возрасте от 6 до 14 лет. Для определения уровня зрительного восприятия и наглядного мышления у детей 5-10 лет используется тест возрастающей трудности (прогрессирующие матрицы Равена), относящихся к невербальных тестов и применяется для определения любого уровня речевого развития. Последнее особенно важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичного характера, так и сформированные в силу интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Проводится также оценка решения, охватывающего самообслуживания при одевании и приеме пищи, коммуникативность, самостоятельность в выборе направления и т.д.

В работе используются методики для оценки грубой и тонкой моторики, речи, социальных навыков для детей в возрасте до 2-х лет (шкала развития Денвера), а также методики для оценки умственного и психо-моторного развития.

Обследование детей с поведенческими расстройствами проводится в форме наблюдений, в ходе которых обращается внимание на способность ребенка к социальной адаптации, а также - на любое необычное поведение. Для выявления поведенческих отклонений используется шкала адаптационного поведения, включающий оценочные шкалы для определения способностей и привычек в десяти сферах обращения.

Обследование детей с эмоциональными расстройствами включает в себя использование различных рисуночный методик (например Нарисуй человека , Рисунок семьи , Дом, дерево, человек ). С помощью этих методик хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций. Для выявления эмоциональных расстройств обращается внимание на настроение ребенка, проявление депрессии, на уровень общей тревожности, на наличие специфических страхов.

На основании полученных диагностических данных и установленного диагноза проводится курс лечения и реабилитации разный для детей с умственной отсталостью и для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Курс лечения детей с умственной отсталостью включает в себя медикаментозную терапию - ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, когитум, семакс, Церебрум композитум); психокоррекцийни занятия по развитию внимания, памяти и мышления, применяемых у детей с умеренной и легкой умственной отсталостью. У детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью применяются методики, направленные на улучшение социальной адаптации.

При эмоциональных и поведенческих нарушениях курс терапии включает применение седативных средств (фенибут, персен, магне-В6, ридазин), а так же психокоррекцию, направленную на стабилизацию аффективно-эмоциональной сферы (тревожность, страхи, агрессивность), морально-волевой сферы (капризность, упрямство, негативизм). Проводится консультативная работа и занятия с родителями для установления благоприятного психологического климата в семье, выдаются специальные памятки.

Добавить комментарий

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Предназначен студентам дефектологических факультетов педвузов, может быть интересен педагогам дошкольных и школьных учреждений, а также членам ПМПК. 2-е издание (1-е издание вышло в 1988 г. под названием «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения») дополнено материалом, отражающим изменения в системе комплектования специальных учреждений в России.

Оглавление

Глава I. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний

1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

§ 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний

Глава II. Из истории развития методов выявления умственной отсталости

§ 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.)

§ 2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом

§ 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России

Глава III. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России

§ 1. Принципы комплектования специальных учреждений

§ 2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК)

§ 3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития

§ 4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта

§ 5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта

§ 6 Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов)

§ 7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций

§ 8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях

Предисловие

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.

В целях подготовки высококвалифицированных педагогов на отделениях олигофренопедагогики дефектологических факультетов страны введена специальная учебная дисциплина, основные задачи которой — раскрыть теоретические основы, организацию и содержание работы по комплектованию учреждений для детей с нарушениями интеллекта 1. вооружить студентов знаниями о методах психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста, отстающих в развитии, сформировать практические навыки работы по проведению отбора детей с нарушениями интеллекта в специальные (коррекционные) учреждения 2. а также по оказанию консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.

В данном учебнике рассматривается одно из направлений психодиагностики— диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей, а также современное состояние проблемы комплектования учреждений для них в нашей стране и за рубежом. В учебнике нашли отражение научные достижения отечественных и зарубежных психологов и дефектологов. Следует также иметь в виду, что подготовлено новое типовое положение о психолого-медико-педагогических консультациях.

Хотя учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов, он может быть использован и работниками учреждений для детей с нарушениями интеллекта, и членами психолого-медико-педагогических консультаций, комплектующих эти учреждения. Эти знания необходимы также каждому педагогу, работающему с детьми.

[1] Здесь и далее понятия нарушения интеллекта и «умственная отсталость» используются как идентичные.

[2] Здесь и далее под названием «специальные (коррекционные) учреждения» подразумеваются детские сады, школы VIII вида (прежде вспомогательные школы) для детей с нарушениями интеллекта.

Источники: http://dusha-fond.ru/diagnostika-umstvennoi-otstalosti, http://polechim.com/pediatriya/metodika-opredeleniya-umstvennoj-otstalosti-u.html, http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8115.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

У ребенка заплыл глаз от укуса мошки

Первая помощь детям при укусах животных Дети очень активные и далее...

Противогельминтные препараты для детей

Противогельминтные средства Особенности: препараты для далее...

Игры предметами развития мелкой моторики

Страница 200 игр для развития мелкой моторики рук Данные систематические игры далее...

Популярные статьи

Интересно