Главная » Диагностика детей

Диагностика детей экспериментальной деятельности

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Подобные документы

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка. Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда в развитии детского экспериментирования. Взаимодействие с семьями воспитанников.

курсовая работа, добавлен 13.05

Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка. Применение подобного метода в условиях ДОУ. Мастерство в профессиональной деятельности педагога. Особенности педагогической культуры личности воспитателя и специфика ее формирования.

курсовая работа, добавлен 14.05

Теория развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста, работа по их формированию у детей. Оценка уровня развития детей подготовительной к школе группы детского сада. Результаты опытно-экспериментальной работы.

курсовая работа, добавлен 12.06

Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Экспериментальная работа в детском саду с программой развития памяти. Уровень осознания мнемических действий на начальном и конечном этапах экспериментальной деятельности.

дипломная работа, добавлен 20.11

Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет. Значение развития быстроты и ловкости как психофизических качеств. Требования к физическим упражнениям. Организация экспериментальной работы по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 23.08

Понятие и сущность познавательного интереса. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Составление комплекса занятий по экспериментальной деятельности для детей с объектами неживой природы.

дипломная работа, добавлен 11.06

Понятие музыкальности и ее признаки. Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. Проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности технологии развития детей дошкольного возраста средствами классической музыки.

дипломная работа, добавлен 22.05

Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

дипломная работа, добавлен 06.12

Уровни исследовательского обучения дошкольников. Особенности построения познавательных занятий с элементами экспериментирования. Отношения воспитателей с детьми и их родителями. Разработка занятий по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.

реферат, добавлен 30.06

Педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития. Научно-методические основы развития навыков письма у детей дошкольного возраста. Практические аспекты коррекционно-развивающей работы по развитию навыков письма.

дипломная работа, добавлен 26.06

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности, оценка ее эффективности. Практические рекомендации для воспитателя по развитию творчества детей.

дипломная работа, добавлен 23.10

Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в системе умственного воспитания. Изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие познавательных процессов дошкольников, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

курсовая работа, добавлен 06.07

Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников, содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей. Использование современных конструкторов в процессе игр. Ознакомление с основами архитектуры детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 26.05

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.

дипломная работа, добавлен 26.01

Особенности социального развития детей дошкольного возраста. Роль игры в социализации личности дошкольника. Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

курсовая работа, добавлен 23.12

Организация трудовой деятельности школьников, поиск актуальных методов и средств, способствующих развитию их индивидуальности. Труд как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Технология вхождения личности в реальные трудовые связи.

реферат, добавлен 05.12

Психологические особенности развития всех сторон речи. Значение игры для детей дошкольного возраста. Разработка методики для развития речи ребенка в игровой деятельности и проведение эмпирического исследования группы дошкольников для ее применения.

курсовая работа, добавлен 18.02

Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Деятельность как условие формирования целеустремленности.

курсовая работа, добавлен 30.10

Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение дошкольников решению задач-головоломок. Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме развития у старших дошкольников представлений о форме предметов.

дипломная работа, добавлен 13.08

Особенности развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Роль речи в психическом развитии ребенка. Работа логопеда по развитию речевой деятельности. Экспериментальная работа по профилактике нарушений речи детей.

дипломная работа, добавлен 12.03

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, что способствует познавательной компетенции детей.

Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Так, проделанные вместе со мною опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или природном уголке.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием или выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А вопросы «Зачем?» . «Как?» и «Почему?» требуют уже от меня и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Учитывая все это, я поставила перед собой цель: Создать научно-методическую базу по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
  2. Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.
  3. Пополнить развивающую среду группы материалом для экспериментирования; создать в группе мини-лабораторию.
  4. Разработать диагностику овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности.

Вся работа по решению поставленных задач была распланирована на этапы и рассчитана на два учебных года.

Работа началась с изучения литературы и опытов других образовательных учреждений по данному вопросу. Источниками послужили методическая литература, периодические издания и Интернет.

Далее вся полученная информация была обобщена и систематизирована. Таким образом были оформлены картотеки опытов и экспериментов на все возрастные группы; конспекты занятий, наблюдений, консультаций для родителей.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений (вашему вниманию предлагается инструментарий для исследования свойств воздуха) .

В этом помогли родители моих воспитанников. Для разъяснения актуальности проблемы я провела с ними несколько консультаций, а также выступила на родительском собрании с просьбой о помощи в создании в группе условий для экспериментирования. Таким образом родители приняли активное участие в обогащении предметно-развивающей среды: благодаря им в нашей группе появился собственный микроскоп, спиртовки, колбы, мензурки, весы, лупы, кое-какие химические реактивные вещества.

В результате в группе были созданы уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал для исследований, а также мини-лаборатория, где дети работают уже под моим руководством.

В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а также организовано мое выступление на семинаре-практикуме «Естественно-научные представления дошкольников» в рамках ДОУ.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования передо мной возникла проблема диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности»

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему
  • принимать и ставить цель
  • решать проблемы: анализировать объект, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не только количественные, но и качественные показатели. При этом важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Поэтому передо мной закономерно встал вопрос: какие же показатели являются важными и какими должны быть оценочные параметры?

Во-первых, известно, что любая деятельность зависти от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во-вторых, важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае можно выделить такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, также одним из показателей являются рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. На ее основе были разработаны таблицы диагностики знаний и умений детей средней, старшей и подготовительной групп.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей необходимо поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек» и направлять их активную двигательную деятельность. Этим самым мы поспособствуем познавательному развитию детей.

Дошкольник.РФ

Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра 493

Диагностика невербальной коммуникации необходима в клинико-психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенно с детьми раннего возраста и детьми с тотальным и избирательным мутизмом. Актуальным является создание типологии нарушений невербальной коммуникации у таких детей, которая может дополнить широко используемую специалистами типологию развития детей с расстройствами аутистического спектра, основанную на показателях развития речи и качественных особенностях общения ребенка с взрослым (соотношения показателей активности–реактивности; активного и пассивного избегания; полнота вовлечения в различные виды деятельности; продуктивность общения и совместной деятельности) (Wing, 1976; Вроно, Башина, 1987).

Целью данной работы было выделение дифференциально-диагностических и прогностически значимых параметров невербальной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра и построение пробной типологии расстройств невербальной коммуникации. В качестве основного использовался метод этологического наблюдения с дополнительными экспериментальными воздействиями с целью аффективного тонизирования ребенка (по типу функциональной пробы).

Были проанализированы видеоматериалы 17 диагностических исследований детей в возрасте от 3 до 7 лет (12 мальчиков и 5 девочек). Диагнозы исследованных детей включали: ранний детский аутизм (6 мальчиков и 3 девочки), детский тип шизофрении (2 мальчика), шизоаффективный психоз (4 мальчика), умственную отсталость с расстройством личности в связи с эпилепсией (дифференциальный диагноз с шизофренией) (2 девочки).

  1. Бардышевская М. К. Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М. УМК «Психология», 2003.
  2. Вроно М. Ш. Башина В. М. К проблеме адаптации больных с синдромом раннего детского аутизма // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1987. № 10. С. 1511–1516.
  3. Клинков В.Н. Особенности невербального поведения в клинике ранней детской шизофрении: Автореф. … канд. мед. наук. Харьков, 1992.
  4. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм как клинико-психологическая проблема. М. НИИ Дефектологии РАО, 1992.
  5. Wing L. Early childhood autism. Oxford: Pergamon Press, 1976.

doi:10.17759/chp.10.17759/chp02

Источники: http://allbest.ru/k-2c0b65625a3ac69b5d53b88521306c27.html, http://doshkolnik.ru/okr-mir/14553-razvitie-u-deteiy-navykov-i-umeniiy-opytnoeksperimentalnoiy-deyatelnosti.html, http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34623.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Какие бывают ангины у детей

Различные формы ангины и их лечение Для такого заболевания, как далее...

Капли цикломед глазные детям

Циклопентолат Торговое название Монопрепараты: далее...

Заразна ли гнойная ангина детей

Заразна ли для детей гнойная далее...

Популярные статьи

Интересно