Главная » Диагностика детей

Диагностика детей дошкольного возраста нарушением речи

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Попова О.В. Мишукова А.Ю.

Научный руководитель: к.м.н. ассистент Колоколова А.М.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра нервных болезней

Актуальность. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов, из них наиболее важным является младший дошкольный возраст.

Цель работы: изучить уровень развития речи у детей второй младшей группы дошкольного образовательного учреждения.

Материалы и методы . Обследованы 26 детей в возрасте от 3 до 4 лет, из них: 14 мальчиков и 12 девочек. Согласие родителей получено. С каждым ребенком проведена беседа с определением уровня развития его экспрессивной речи (повторной, автоматизированной и спонтанной речи с опорой на сюжетную картинку), импрессивной и номинативной речи.

Результаты. В ходе проведения беседы получены следующие данные: 1 ребенок (мальчик) – моторная алалия, ОНР Iуровня, 3 ребенка (2 девочки и 1 мальчик) – литеральная парафазия, 22 ребенка (7 девочек и 12 мальчиков) – возрастная дислалия, 3 девочки четко произносят все звуки, нарушений речи не выявлено.

Выводы . Для ранней диагностики и комплексной коррекции нарушений речи необходима совместная работа педагогов, логопедов и неврологов с целью предупреждения развития вторичных нарушений письма, чтения и, как следствия, плохой успеваемости в школе и низкой познавательной активности.

Ключевые слова

нарушения речи, дошкольники

Презентация на тему:
«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Подписи к слайдам:

Слайд 1
«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи» Работу выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида» Вахитовского района города Казани Ситдикова Эльза Фердинантовна

Слайд 2
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребят дошкольного возраста - писала Н. К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания . Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Слайд 3
Объект работы - дети дошкольного возраста с нарушениями речи. Предмет работы - игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Цель работы: провести диагностику игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Гипотеза работы: игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями речи отличается от игровой деятельности детей дошкольного возраста с нормой в речевом развитии.

Слайд 4
Задачи исследования: 1. проанализировать сущность и специфику ОНР; 2. исследовать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста; 3. изучить и проанализировать особенности игровой деятельности дошкольников; 4. представить результаты проведенного исследования.

Слайд 5
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Широко используется взаимосвязь дидактической игры и занятия в воспитательном и обучающем воздействии на детей. Общим является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формировании правильного отношения к ним детей. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой, мыслительной деятельности детей, которое происходит и в дидактических играх, и на занятиях. Основными формами обучения детей обучения дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в игре развиваются знания, умения, навыки, отношения.

Слайд 6
Психодиагностическое исследование проводилось на базе детского сада № 49 Казани. В круг исследования, включалось 20 детей 5-6 лет. Дети были разделены на две группы – 1 группа – контрольная группа (КГ) - дети с нарушениями речи. Экспериментальная группа (ЭГ) – дети с нормой речевого развития. Всего было исследовано в контрольной группе: мальчиков – 6, девочек – 4; и в экспериментальной группе: мальчиков – 5, девочек – 5. В исследовании использовался диагностический лист по определению уровня развития игровой деятельности детей:

Слайд 7
Шкалы Дети с нарушением речи Дети с нормой речевого развития Замысел игры 1 2 Разнообразие замыслов 2 2 Количество игровых задач 1 3 Разнообразие игровых задач 1 2 Самостоятельность при постановке задач 2 2 Разнообразие игровых действий с игрушками 1 1 Степень обобщенности игровых действий с игрушками 1 2 Игровые действия с предметами-заместителями 1 2 Игровые действия с воображаемыми предметами 2 3 Принимает роль 1 3 Разнообразие волевых действий 2 2 Наличие ролевых высказываний 3 2 Выразительность ролевых высказываний 1 2 Ролевые высказывания 1 1 Ролевая беседа 2 1 Ролевая беседа возникает по инициативе 1 2 Содержательность ролевой беседы 1 2 Вступает во взаимодействие 1 3 Ставит игровые задачи 1 2 Принимает игровые задачи 2 2 Длительность взаимодействия 1 2 Средний общий балл 29 43

Слайд 9
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Слайд 10
Спасибо за внимание!

Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи DIAGNOSIS OF REASONING SPEECH DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РЕЧЬ-РАССУЖДЕНИЕ ,
  • ДИАГНОСТИКА ,
  • ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ,
  • УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ,
  • PRE-SCHOOL AGE CHILDREN (OVER-FIVES) ,
  • REASONING SPEECH ,
  • DIAGNOSIS ,
  • GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT ,
  • LEVELS OF SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Судакова Валентина Евгеньевна

Данная статья посвящена исследованию речевых умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проведенное исследование позволило определить лексикограмматические и структурно-композиционные особенности построения дошкольниками текстов-рассуждений. Полученные результаты имеют большое значение для совершенствования методики развития речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Sudakova Valentina Evgenievna

The article carries out a research of speech activity of pre-school age children with general speech underdevelopment of the 3d level. The undertaken study defines lexical-grammatical and structural-compositional features of children’s speech building. The research results are relevant for improvement of the methodology for developing the speech of the children with general speech underdevelopment of the 3d level.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Судакова Валентина Евгеньевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Судакова Валентина Евгеньевна Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика общественного развития. 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-rechi-rassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 20.09).

Судакова Валентина Евгеньевна Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Теория и практика общественного развития (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-rechi-rassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 20.09).

Судакова Валентина Евгеньевна (2012). Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-rechi-rassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Судакова Валентина Евгеньевна Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика общественного развития. 2012. №10 С.148-151.

Судакова Валентина Евгеньевна Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Теория и практика общественного развития (2012).

Судакова Валентина Евгеньевна (2012). Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Теория и практика общественного развития

Источники: http://medconfer.com/node/4794, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/21/diagnostika-igrovoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-s, http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-rechi-rassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Профилактика лечение ветрянки у детей

Ветрянка является острым инфекционным далее...

Физическое развитие воспитание ребенка семье

Воспитание детей в семье Физическое воспитание детей Советской далее...

Лезут моляры у ребенка симптомы

Зубчики.ру В основном первые далее...

Популярные статьи

Интересно