Главная » Анализы детей

Вопросы анализа деятельности педагога детьми

Организация работы педагога на занятии

Организация работы педагога на занятии в формате технологии блочно-тематического планирования

Автор: Ирина Леонидовна Врабий, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка.

Сегодня большинство воспитателей ДОУ испытывают определенные трудности в разработке конспектов предметного, комплексного и интегрированного занятий. Занятие является одной из важных форм планирования и организации взаимодействия педагогов с детьми. От качества проектирования содержания занятия в детском саду напрямую зависит качество освоения детьми предлагаемой информации. В формате технологии блочно-тематического планирования особый интерес для меня представляют подходы к отбору содержания, требования к разработке конспекта и особенности организации процесса взаимодействия с детьми на занятиях разного типа. Составляя конспект занятия по любой образовательной области (деятельности), целесообразно указывать:

1. В каком месяце года проводится занятие, неделя месяца, число, время проведения, возрастная группа.
2. Вид занятия, отражающий содержание и направление работы с детьми: речь, ФЭМП, МУЗО, ИЗО, физкультура, конструирование, познавательное и/или вид осваиваемой детьми деятельности: музыкально-исполнительская, связная речь, творческое рассказывание, ознакомление с окружающим (экология), грамматика, рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.п.
3. Организация вариативных форм содеятельности педагога с детьми предполагает разные модели организации занятия:

Обучающее» занятие

Предполагает трансляцию педагогом необходимого объема знаний, презентацию приемов и способов деятельности, моделей поведения. Приоритет активности отдан педагогу.

Репродуктивное занятие

Предполагает использование приемов, опосредующих обогащение компетенции детей, репродукцию усвоенных ранее знаний и умений с правом дополнения и незначительной интерпретации. Взаимодействие педагога с детьми приобретает паритетный характер. Педагог контролирует адекватность и результативность деятельности детей.

Обобщающее занятие

Открывает возможности для совместного моделирования содержательного обобщения, выявления значений и субъективных смыслов освоенного знания, организации «переживания – деятельности», сотворчества в продуктивной деятельности и обогащения эмоциональной и рефлексивной деятельности. Активность педагога и детей носит паритетный характер.

Контрольное» занятие

Решает задачи мониторинга достижений детей в деятельности, уровне осведомленности в содержании освоенной образовательной области и пр. Детям предоставляются максимальные возможности для проявления самостоятельности, творческого преобразования полученных знаний, актуализируются знания, представления и умения их целесообразного использования. Ребенок активен в организации самостоятельной и совместной деятельности, определение замысла предстоящей работы, создание продукта, выражении субъективного отношения к содержанию деятельности. Педагог «принимает» любой результат работы ребенка без оценки, «мягко» использует приемы анализа.

4. Тип организации занятия: а) предметное; б) комплексное; в) интегрированное.

1) Тема занятия может определять: краткое целеполагание («О чем рассказывает одежда?»), образное название предстоящей деятельности (рассказ на тему На заборе, на крылечке все блестит и все бело»; «Ателье куклы Барби»), мотив предстоящей деятельности («Будем строить новый дом?»).

2) Программное содержание и задачи занятия:
• Обучающая задача – конкретизирует то, чему обучаем детей на данном занятии (так на занятиях изобразительной деятельностью обучающая задача трансформирована в «изобразительную», т.е. ясно определяющую, какому изображению и как будете учить ребенка);

• Формирующая задача – определяет и конкретизирует организацию процесса формирования, совершенствования умений, знаний детей в обозначенной деятельности; приемов и способов работы с различными материалами и инструментами (например: совершенствовать умение создавать пластическое изображение конструктивным способом);

• Воспитательная задача – направлена на формирование качеств личности ребенка (субъективно-ценностного отношения: к труду – трудолюбия; к живым существам – эмпатии, сострадания; к сверстникам – доброжелательности и т.п.);

• Развивающая задача – конкретизирует и уточняет направленность образовательного процесса на развитие когнитивного потенциала детей (воображения, памяти, внимания и пр.); природных задатков и специальных чувств (чувства формы, пространства, времени, ритма, композиции и т.п.);

• Творческая – определяет доступный уровень самостоятельности детей на данном занятии.

3) Описание подготовительной работы к занятию.

4) Материал к занятию: статичный, раздаточный, наглядный и пр.

5) Индивидуальная работа с детьми на занятии.

6) Описание хода занятия, которое может быть представлено: а) сценарием – т.е. подробным описанием всего хода занятия; б) развернутым описанием приемов, последовательно используемых в ходе занятия.

7) Форма проведения анализа результатов детской деятельности и рефлексии в конце занятия. Вопросы к анализу продуктов и результатов детской деятельности должны обязательно прописываться в конспекте и планироваться, исходя из поставленных на занятии задач! Формы анализа могут быть разнообразными: обыгрывание продукта деятельности, беседа с детьми об их работах, сравнение нескольких работ, рассказ о понравившейся работе и т.п. Рефлексия проводиться обязательно, в форме – адекватной характеру занятия.

Возможность на ограниченном образовательном материале эффективно решить задачи разностороннего развития детей можно рассматривать как достоинство современных образовательных программ, реализуемых не только в ДОУ, но и в школе. Приоритетным целевым направлением реализуемой нами технологии является оптимальное содействие обогащению познавательно-эстетической компетентности детей не за счет увеличения объемов информации (нового знания), а за счет ее уменьшения. Заменой несоразмерным детскому возрасту объемам информации должны стать лаконичные, структурированные знания, опосредующие легкость формирования репрезентативных структур мышления. Сформированные с помощью педагога знания, должны раскрывать детям возможности самостоятельного их обогащения новыми сведениями, актуальными для возраста и индивидуальных предпочтений. Приоритетные принципы организации работы педагога в рамках технологии блочно-тематического планирования, это принципы научности и доступности, предлагаемых детям знаний. Пагубная тенденция взрослых выражать мысли не точно, использовать слова не по назначению, как в зеркале отражается в характере и уровне компетентности детей в той или иной области познания.

На примере тематического блока «Одежда» рассмотрим вариант отбора содержания знаний и организации интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни.

Обо всём на свете:

И еще немного любопытного про памятники известным людям. Сто лет назад люди очень метко отмечали характерные особенности этого монумента: Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает, Того под арест. Эти строки сложены о памятнике государю-императору Александру III, открытому 23 мая.

Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ

Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.

1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные и конечные показатели: индекса здоровья; количества часто болеющих детей).

2. Проанализируйте среду развития в условиях реализации вариативности образования (творческое преобразование среды, разработка авторских игр, пособий, средств обучения).

3. Покажите осуществление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (владение средствами диагностики индивидуальных особенностей, диагностики развития детей).

4. Раскройте результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми.

5. Покажите организацию оптимального двигательного режима в группе, результаты работы с детьми малой и большой подвижности.

6. Раскройте участие родителей в жизни группы, мероприятий в ДОУ.

7. Оцените уровень своего профессионального мастерства (владение набором педтехнологий, технологией развивающего обучения и воспитания, разработка новых педтехнологий и методик, участие в исследовательской экспериментальной деятельности).

8. Проанализируйте создание эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка.

Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ.

1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и творческого самовыражения детей (творческое преобразования среды развития в группах, разработка методических пособий, музыкальных игр, специального оборудования).

2. Раскройте организацию развития музыкальных способностей ребенка (формирование подгрупп детей с учетом их способностей, владение диагностикой развития музыкальных способностей, формирование творческих способностей каждого ребенка).

3. Покажите результаты индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической работы с детьми.

4. Раскройте участие родителей в мероприятиях ДОУ

5. Оцените организацию взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

6. Проанализируйте создание эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка.

7. Раскройте повышение своего профессионального мастерства (овладение разнообразными современными методиками музыкального воспитания и обучения, применение собственных методик, разработка собственных оригинальных методик музыкального развития детей).

Примерная памятка для самоанализа занятия

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?

2. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?

3. Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь?

4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения.

6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?

7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?

8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе)

1. Проанализируйте систему планирования методической работы.

2. Покажите конечные результаты методической работы ОУ.

3. Проведите анализ условий продуктивной деятельности.

4. Покажите степень удовлетворенности результатами своего тру-да педагогов.

5. Раскройте формы методической работы. Какие формы и механизмы используются в ОУ для повышения творческой активности педагогов и их ответственности за конечный результат.

6. Сформируйте показатели, по которым Вы судите об успешности методической работы. Какие Вы видите здесь проблемы?

7. Соотнесите полученную оценку системы методической работы с предлагаемыми критериями К. Ю. Белой.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему, за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий социальных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и условий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующий роли методической работы, заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда.

План работы социального педагога на 2014 – 2015 учебный год

Планработы социального педагога на 2014 – 2015 учебный год.

1. Профилактика возникновения проблемных ситуаций в жиз­ни ребенка.

2.Защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.

3. Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем ребенка.

4.Диагностика проблем учащихся школы.

5. Создание психологического комфорта и безопасности для детей в школе, семье.

6. Социально-информационная помощь, направленная на обе­спечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

7. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей, проживающих в семьях группы риска.

8. Социально-психологическая помощь, направленная на соз­дание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими и личном самоопределе­нии. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.

9. Воспитание уважение к закону, нормам коллективной жизни.

10. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

  1. Посредническая.
  2. Коррекционно-реабилитационная.
  3. Охранно-защитная.
  4. Предупредительно-профилактическая.
  5. Просветительская.

1. Социально-педагогическое исследование с целью выяв­ления социаль­ных и лично­стных проблем детей всех воз­растов:

- проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения

- изучение и анализ культурно-бытовых отноше­ний в семьях учащихся;

- изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разра­ботка мер по его оптимизации;

- определение центров социально-культурного влияния на учащихся в школе с целью изучения их воспитательного потенциа­ла и организации взаимодействия;

- социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаю личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализирую, систематизирую полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Провожу мониторинг социальной ситуации развития ребенка.

2. Социально- правовое

Социально- педагогическая защита прав ребенка – выявляю и поддерживаю учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке;

- выявление и поддержка учащихся, нуждающих­ся в социальной защите (дети-инвалиды, ода­ренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонару­шений и преступлений, Комиссия по делам не­совершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со сторо­ны взрослых и т. п.

3. Обеспечение социально-педагогическойподдержки се­мье в формиро­вании личностиучащегося:

- раннее выявление неблагополучных семей;

- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями пси­хофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопо­нимания в семье;

- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

- социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке

- консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

- социально- педагогическая профилактика и коррекция – способствую своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, провожу профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаю уровень правовой культуры учащихся и родителей, организация превентивно-профилактической ра­боты с учащимися «группы риска», способствование пропаганде здорового образа жизни, повышение уровня правовой грамотности уча­щихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения, организация реабилитации детей испытываю­щих различные затруднения в системе разно­образных отношений, которые вызывают деза­даптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лише­ния свободы, спецучреждений .

- сосредоточение внимания администрации учеб­ного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планирова­нии и организации учебно-воспитательного про­цесса, социально-педагогической деятельности;

- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтёрства, проектной деятельности):

- забота о больных, инвалидах и бедных, благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, совместная работа с службой социальной защиты;

- охрана природы и памятников культуры;

- проведение игр и творческих занятий с детьми, и другое, всё, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

- организационно- методическая деятельность;

- анализ своей социально - педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства;

- участие в работе педагогических советов школы, методических объединениях классных руководителей по социально- педагогическим проблемам;

- участие в городских методических объединениях социальных педагогов;

- изучаю новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, провожу социально- педагогические исследования.

Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка - эти качества, возможно, развивать, реализуя комплексный подход. Моя социально-педагогическая деятельность позволяет осуществлять комплексный подход.

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях.

- во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности,

- поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

1. Объекты деятельности.

  • Классный руководитель, учитель – предметник;
  • Родители;
  • Трудные дети (состоящие на разных видах учёта).

Источники: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/organizatsiya-raboty.html, http://edu.tatar.ru/kukmor/chishma-bash/dou/page2326190.htm, http://www.primeschool.ru/plan-raboty-socialnogo-pedagoga-na-2014-2015-uchebnyj-god

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Средства гигиены для детей

Средства гигиены для детей Обеспечить надлежащий уход младенцу помогут современные далее...

Каждый ребенок уникальный способность

НОВОСТИ 22. 08. далее...

Ребенок расчесывает кожу до крови

19.04.10 01:37 Болячки на ногах у ребёнка Ребёнку 4,5 далее...

Популярные статьи

Интересно