Главная » Анализы детей

Анализ стихотворения крестьянские дети

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом - это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Свои детские годы известный поэт Николай Некрасов провёл в семейном поместье. Рос он вместе с деревенскими детьми. Позже Некрасов вспоминал, что сельские ребята относились к нему как к себе равному. Для них он был не юным барином, а самым обыкновенным мальчиком, с которым можно было дружить, играть и спорить.

Эти годы были самыми счастливыми в жизни Некрасова. Тогда он был по-настоящему свободен и остался благодарен своим деревенским друзьям до конца своей жизни, за все прекрасные дни, которые они ему подарили.

Спустя годы, повзрослев и став независимым человеком, поэт часто посещал деревню в целях рыбалки или охоты. Однако каждый раз не мог решить себя приятности наблюдения за деревенской детворой, которую, он сам интересовал не меньше.

В результате его наблюдений в 1861 году была рождена и опубликована поэма «Крестьянские дети», где Некрасов, не скрывая своей искуренной зависти, во всей красе описывает жизнь деревенской детворы, которая, не осознавая всей тяжести будущей жизни, могла позволить себе жить так, как захочется. Конечно, судьба этих детей уже предрешена, и они обречены на тяжёлый крестьянский труд до конца своей жизни, к которому их приучают с первых же лет жизни. Однако Некрасов показывает, и все прекрасное, чем обладают его герои. Он утверждает, что дети, выросшие в деревне, награждены особой мудростью и рассудительностью. А также характеризует их как независимых и свободолюбивых людей.

В поэме «Крестьянские дети», состоящей из нескольких частей, рассказывается о различных ситуациях из сельской жизни, очевидцем которых оказался сам автор. Его не перестаёт удивлять то, что даже самые молодые из его персонажей являются сильными личностями, способными самостоятельно одолевать те или иные жизненные испытания и нести полную ответственность за свои поступки.

Однако дети остаются детьми, и автор, прекрасно это осознавая, инстинктивно пытается уберечь их от будущих жизненных трудностей, обращаясь к ним со следующими словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Он понимает, что спустя некоторое время их радостная и беззаботная жизнь подойдёт к концу, останется лишь воспоминания о счастливом детстве и видимость того, что было время, когда они сами располагались своей судьбой.

Рекомендуется к прочтению:

Основная тема стихотворения Крестьянские дети и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам

Учебник: Литература. 5класс , часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.

Цели:
  • Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
  • Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
  • Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Анализ стихотворения по частям.

1 часть

. Охотник возвращается в родную деревню

- Что узнаём из 1 части?

( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)

- Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: глазки смешались, как в поле цветы , я детского глаза люблю выраженье . Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)

2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.

Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).

- Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)

- Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)

- Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!

- Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)

- Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)

Первоначально стихотворение называлось Детская комедия . Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал - с актёром.

3 часть.Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.

Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин. думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)

1. Выразительное чтение отрывка от слов О милые плуты до слов и клали рядком на перила моста

- Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).

- Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет балованными детками , сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.

- Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)

- Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)

- Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях низкого рода )

2. Выразительное чтение отрывка от слов У нас же дорога большая была: до слов Что новый прохожий то новый рассказ .

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога - это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)

3. Выразительное чтение отрывка от слов Ух, жарко! до слов Живого в деревню тащат с торжеством

4. Исследовательская работа с текстом.

- Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)

5. Выразительное чтение отрывка от слов Довольно, Ванюша. до слов Зато ему рано знакомы труды .

- Каково значение сочетания слов нарядной своей стороной ? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)

- Почему Ванюша в деревню въезжает царём ? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)

- Каково значение фразы: Другой стороною медаль ? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)

- Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: Но вырастет он, если Богу угодно: ? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)

6. Выразительное чтение отрывка Однажды в студёную зимнюю пору .

- О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, клеймо нелюдимой, мертвящей зимы .

- Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).

- Автор призывает хранить вековое наследие . Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)

- Какова позиция лирического героя в отрывке Играйте же, дети! Растите на воле! ? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)

4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей

Выразительное чтение последней части.

- Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)

- Почему Н.А.Некрасов заменил название Детская комедия на Крестьянские дети ? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

Дом. задание: выучить отрывок наизусть Однажды в студёную зимнюю пору:

Источники: http://goldlit.ru/nekrasov/115-krestianskie-deti-analiz, http://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-nekrasova-krestyanskie-deti.html, http://festival.1september.ru/articles/624006/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Закономерности доречевого и раннего речевого развития ребенка

Задержка темпов речевого развития Добрый день! Наша далее...

Каком сроке видно ребенка узи

На каком сроке далее...

Аллергия щеках у грудных детей фото

Аллергия - это повышенная чувствительность далее...

Популярные статьи

Интересно